Вести СНО: Методы анализа политической борьбы
Двадцатого декабря уже ушедшего 2005 года состоялось заседание общефакультетского СНО (объединенное заседание СНО трех кафедр – кафедры Русской истории, кафедры Всеобщей истории, кафедры политологии). Тема заседания: «Методы анализа политической борьбы», но в основном обсуждение было сведено к проблемам, с которыми сталкивается историк при изучении политической борьбы, а не к методам как таковым. Исключение составил, пожалуй, доклад студентки 5 курса кафедры политологии Гавриной Евгении. Он был посвящен методам анализа политической борьбы, принятым в политологии. Доклад вызвал живой отклик. Не дождавшись окончания доклада, началось обсуждение. С формул, предлагаемых политологами при анализе документов, обсуждение перешло на вопрос о взаимовлиянии истории и политологии. Причем все выступавшие пытались уклониться от вынесения категоричных оценочных суждений о том, что важнее, главнее и пр. история или политология.
Далее выступал профессор кафедры Русской истории Сергей Викторович Яров. Он акцентировал внимание на том, что универсального метода нет, а избежать сложностей при анализе документов можно лишь благодаря опыту и таланту. О сложностях, с которыми сталкивается историк при изучении событий прошлого, говорил в своем докладе и ассистент кафедры Всеобщей истории Сергей Михайлович Адамский. Он поделился своими соображениями об искажении реальности, о том, как создается вероятностный образ реально произошедших событий, представив свои соображения в наглядной схеме, что облегчало восприятие его доводов.
В целом, диалог СНО трех
кафедр удался, было решено его
продолжить.
Людмила Бородулина,
председатель СНО факультета
Наш корреспондент:
Такая библиотека нам и не снилась…
Строительство нового здания Национальной библиотеки Франции в Париже в квартале Тольбиак, которую посетители называют BNF (Bibliothèque natoinale de France) или TGB (Très Grande Bibliothèque – очень большая библиотека), было задумано Франсуа Миттераном во время его второго срока пребывания на посту президента. Это было связано с тем, что старое здание Национальной библиотеки, расположенное на улице Ришельё недалеко от Королевского дворца, было достаточно маленьким, насчитывало всего 400 мест и, таким образом, не позволяло всем желающим ознакомиться с хранящимися в нем книжными изданиями.
В конкурсе на строительство нового здания библиотеки, объявленном в 1988 г., приняли участие 244 архитектора из разных стран. Предпочтение было отдано проекту французского зодчего Доминика Перро (род.1953 г.). Церемония инаугурации BNF состоялась 30 марта 1995 г. в присутствии Ф. Миттерана. Однако официальное открытие библиотеки для широкой публики было осуществлено в 1996 г. новым президентом ФР Жаком Шираком.
Библиотека занимает площадь в 7,5 гектаров. По ее углам расположены четыре одинаковые башни в форме раскрытых книг, глубоко в центре - сад, деревья для которого были привезены из разных концов Франции. Вход в сад запрещен.
Фонд BNF насчитывает около 12 миллионов единиц хранения, которые были перевезены из старого здания. На улице Ришельё остались только редкие рукописи и наиболее ценные издания, среди которых, например, два издания Библии Гуттенберга, рукописи Виктора Гюго и Марселя Пруста, а также иллюстрированные рукописные издания, такие как Евангелие Карла Великого, Библия Карла Лысого, Псалтырь Св. Людовика и т.д.
Читальные залы расположены на двух уровнях – нижний этаж (rez-de-jardin) и верхний этаж (haut-de-jardin) относительно разбитого в центре библиотеки сада. Вот почему в название уровней входит само слово «сад» (jardin). Нижний этаж включает в себя 1900 мест (14 залов) и 300 000 изданий разного рода в свободном доступе, кроме того, около 10 миллионов изданий национальных коллекций, верхний – соответственно 1645 (10 залов) и только 270 000 изданий, но также находящихся в свободном доступе. Таким образом, нижний этаж предназначен в основном для научно-исследовательской работы (Bibliothèque de recherchе), верхний – для учебной (Bibliothèque d’étude).
Чтобы записаться в библиотеку нижнего этажа необходимо предъявить отношение по теме исследования. Электронный читательский билет может быть выдан на три дня (7 €), на 15 дней (35 €, для студентов и лиц в возрасте от 18 до 25 лет – 18 €) или на один год (53 €, для студентов и для лиц в возрасте от 18 до 25 лет – 27 €). Вход в библиотеку верхнего этажа открыт для всех, включая и иностранных граждан. Электронный читательский билет может быть выдан на один день (3,30 €), на 15 дней (20 €) или на один год (35 €, для студентов и для лиц в возрасте от 16 до 25 лет – 18 €).
Библиотека нижнего этажа открыта для посетителей со вторника по субботу с 10 до 20 часов, верхнего этажа – в это же время, а также в воскресенье с 12 до 19 часов. На период с 5 по 18 сентября BNF ежегодно закрывается.
Библиотеку верхнего этажа я посетила в ноябре ушедшего года. Многое меня приятно удивило. И, прежде всего, конечно, это читальные залы. Как я уже отметила выше, библиотека верхнего этажа насчитывает 10 читальных залов. Это: журнальный зал (Salle de la presse – «A»), зал аудиовизуальных источников (Audiovisuel – «B»), зал науки и техники (Sciences et techniques – «С»), зал права, экономики и политики (Droit, économie, politique – «D»), залы литературы и искусства (Littérature et art – «Е», «F», «G», «H»), зал философии, истории и гуманитарных наук (Philosophie, histoire, sciences de l’homme – «J») и зал библиографических поисков (Recherche bibliographique – «I»).
Все свое свободное время я, безусловно, провела в зале философии, истории и гуманитарных наук. Этот зал, как и другие, оборудован по последнему слову библиотечной техники и не только. Единственная проблема – это количество мест. Их всего 250. А в остальном - все сделано для людей: не нужно заполнять бессмысленные требования, стоять в очередях, книжные издания находятся в свободном доступе – подходи к нужной полке и бери. Иногда я спрашивала себя, зачем здесь так много библиотекарей (в каждом зале 3-4), ведь здравомыслящий человек может сам во всем разобраться и без их помощи.
Все сделано так просто. В каждом зале расположен копировальный участок – подходи, покупай карточку в автомате и ксерь. Кроме того, в залах находятся по 10-15 компьютеров со свободным выходом в Интернет и в электронные каталоги BNF. Каждая единица хранения имеет компьютерную защиту. Поэтому в библиотеку можно спокойно приносить свои печатные издания, если в этом, конечно, есть необходимость при работе. Книги, с которыми ты работал, не нужно сдавать библиотекарю, их нужно положить на специальные тележки возле полок, где собственно они были взяты. От работы в такой библиотеке получаешь одно удовольствие – не слышишь криков и грубостей библиотекарей (как это, к большому сожалению, встречается в отечественных библиотеках), мелодий мобильных телефонов (за пользование мобильными телефонами в читальных залах налагается штраф), чавканья (есть и пить в читальных залах строго запрещено), громких разговоров.
Юлия Эльдарофф, 2 курс магистратуры, Париж
Культурная жизнь:
IV конкурс поэтов, чтецов и бардов
В этом году 30 ноября прошел «IV общеуниверситетский конкурс поэтов чтецов и бардов».
К сожалению, я задержался, и пришел чуть позже, так что не удалось полностью услышать вступительную речь В. Панибратова, но некоторые сведения удалось раздобыть уже по ходу действия. Нынешний тур был посвящен 60-летию победы (и некоторым участникам, кто не получил «штатных» дипломов, получил открытку с поздравлением от Г.А. Бордовского). Удачно попал в тематику Иван Волков, студент второго курса ФСН, который не просто рассказывал в стихах, что завтра его взвод уходит на войну, но еще и вышел на сцену в военной форме, что придавало дополнительный и весьма эффектный антураж.
Однако тематика строго не регламентировала отбор поданных заявок и работ, которых, кстати, только на отборочный тур ФСН поступило в пару раз больше, чем в прошлом году, что не может не радовать. И со сцены часто звучали стихи, которые абсолютно не укладывались в общую тематику.
Что же по поводу стихов, то здесь можно сделать ссылку на «Антологию поэзии», дабы читатели смогли представить уровень поданного материала. Безусловно, были материалы уровнем и лучше, и хуже. В общем же, конкурс, смотрелся хоть и не так вяло, как прошлом году, но и не так, как хотелось бы. Весело удалось посидеть, пока жюри удалялось на совещание, чувствовалось, что складывается постоянный коллектив участников конкурса (многие лица были знакомы еще с прошлого года). Здесь как всегда царила полная свобода действий, бывало, что 6-7 человек с гитарами играли одну и ту же песню, ощущения действительно необычные.
Одним из самых запоминающихся моментов стало выступление группы «Абсолют», которая, исполнив пару коротких песен, начала играть длительную «Психоделическую сюиту». Длится она около 20 минут, что показалось жюри чрезвычайно долгим, которое вежливо попросило удалится группу со сцены, сопроводив просьбу аплодисментами.
В очередной раз меня мягко удивила система оценок, ее критерии, которые в очередной раз оказались чрезвычайно субъективными. И часто в голове возникали вопросы: «Кому даете диплом? Тому, кто читает в очередной раз избитый, вымученный долгой ночью стих? Почему же другому, кто так пламенно читал стихи В.Маяковского, дали диплом на уровень ниже?» И вопросы эти так и не получили ответа.
Ограничение по времени выступления группы «Абсолют», непонимание шкалы оценок, а также желание создать теплую, уютную атмосферу, где каждый смог бы раскрыться по полному, получить мнения и критику
сотоварищей, да и просто с удовольствием и с пользой провести время, натолкнуло нас на мысль создать при ФСН собственное литературно-музыкальное объединение. Причем неплохо было бы включить туда не только бардов и поэтов, но и музыкантов других жанров, а так же наиболее теплых моему сердцу прозаиков (которым сложнее пробиться на общеуниверситетский конкурс). Поэтому обращаюсь ко всем, кто занимается творчеством, и хотел бы заниматься им дальше: «Почему бы и не создать что-либо подобное?» Первые попытки планируется проводить после сессии, когда студенты отойдут и будут готовы полноценно-беззаботно проводить следующий междусессионный период. А до этого момента Вы можете обращаться с любыми предложениями и вопросами к Ольге Борисовне Соболевой и ко мне. Будем ждать Вас с предложениями и без них.
Григорий Набережнов, историк, II курс
|