Преподаватели / Интервью с С. Б. Быстрянцевым

"Социолог - это инженер человеческих душ"

Наши преподаватели – часто живые загадки. Мы видим их не реже раза в неделю, а знаем о них только, то, что они занудно или живо читают лекции, интересно или скучно проводят семинары, строго или нет принимают экзамены. Сайт студентов кафедры социологии проводит серию интервью с нашими преподавателями, и сегодня у нас в гостях – Сергей Борисович Быстрянцев, доцент кафедры прикладной социологии факультета социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена

- Сергей Борисович, вы ведь тоже выпускник нашего факультета?

- Да, я окончил тогдашний истфак тогдашнего ЛГПИ в 1979 году. Хотя после школы я поступал в истфак ЛГУ, на отделение античности. Туда на пять мест было двести заявлений. Я потом уже понял, что все эти пять мест были отданы ещё до экзаменов. После неудачного поступления проработал год токарем на Сестрорецком инструментальном заводе. На следующее лето я не решился поступать в большой Университет и пошел в Герценовский Институт – знакомые сказали, что туда точно возьмут. Первые два курса мы увлекались археологией - раскапывали Херсонес, Ольвию, Рюриково Городище под Новгородом, Старую Ладогу. В конце второго курса я понял, что никакой я не археолог и начал заниматься другими вещами – курсовые были по Америке, Октябрьской и Французской революции. К концу пятого курса я работал над кандидатской по Уильяму Глостеру (виги и тори). Однако защититься не удалось – не был в партии. После распределения был назначен освобожденным ответственным секретарем в Приозерский ВЛКСМ. Там надо было отработать три года, но я решил сократить этот срок вдвое – пошел в армию. Служил в Уссурийске. Через два года меня позвали в ректорат ЛГПИ методистом, а затем ушел работать в Кораблестроительный институт – там защитил кандидатскую диссертацию по инженерному образованию. В нем же заведовал 1989-1991 годах Социологической лабораторией. А потом началась смута, смена власти, все пытались произвести продукт, который можно продать. У меня тогда была фирма по торговле лесом, дом чуть не построил, а потом написал методику исследования по изучению общественного мнения по проблеме ядерных испытаний.

- Но раньше вы занимались проблемами социологии образования ?

- Да, но я был связан и с инженерными проблемами, а в то время, когда еще не остыл реактор Чернобыля, мое исследование было очень актуально. Эта методика помогало разобраться в отношении людей к загрязнению окружающей среды – земли, воды, воздуха. А главное – изучить проблему людей, выброшенных с насиженных земель. В нчале 90-х мое исследование купили в министерстве энергетики США, которое пригласило организовывать этот проект. Место, где находился Пулмановский университет, в котором это исследование проводилось, недалеко от старейшей ядерной лаборатории, на которой был получен первый плутоний. Проработал я над проектом полтора года – неподготовлены мы в Америке работать, да и семья в России осталась. Вернулся в Россию, сын родился, год с ребенком просидел. А в 1996 году позвонил Воронцов и предложил читать курс прикладной социологии на новой кафедре.

- Почему вы отошли от истории и начали заниматься собственно социологией?

- История и социология – не такие разные науки. Например – Ибн Хальбдун был историком и многие его считают предтечей социологией. Социология – это теория истории. А к социологии я пришел во многом благодаря профессору Парыгину – основателя социальной психологии в Ленинграде.

- Вы читаете прикладную социологию в Герценовском Университете уже девять лет. - А видете ли разницу между студентами последних лет второго тысячелетия и студентами первого десятилетия XXI века?

- Вообще – то нет. Преподаватель наблюдает ситуацию взросления, а все студенты взрослеют одинаково – что в прошлом веке, что в нынешнем. Запоминаются обычно первый набор и последний. С первым набором у меня осталось очень много связей – до сих пор встречаемся, перезваниваемся, многие из них сейчас крупные предприниматели, администраторы, чиновники.

- То есть люди, которые имеют базовое социологическое образование, в нашей стране работают не по специальности. А нужны ли вообще социологи в современной России?

- Проблема России – не в количестве социологов, а в их работе. У меня в Америке остался один очень хороший друг – Роберт Хауэр. Он старше меня, воевал в Корее, во время моей работы в США был деканом местного социологического факультета. Сейчас он священник, а в принципе занимается тем же – выстраивает человеческие отношения. В Америке социолог – это не просто человек с набором знаний в определенной области, это человек, подготовленной к социальной конкуренции. И его совершенно необязательно связана с социальными науками. Социолог может заниматься чем угодно: сковородками, преступностью или политикой – все это вторично. Главное – он должен правильно выстраивать вокруг себя человеческие отношения.

- Профессор Громов на одной из октябрьских лекций говорил, что социология находится в состоянии застоя, а по сравнению с 60-мы годами и вовсе в кризисе.

- Ну, это он ворчит по старости. На самом деле есть лидеры. Очень авторитетны Э. Гидденс, Тернер, Бергамон. Очень авторитетны экономические социологии – это немецкая школа. А вот 60-е годы Громов вспомнил неслучайно – тогда социология была в тонусе – боролась против марксизма. И не было тогда противопоставления между американскими и советскими социологами. В 70-х годах Парсонс прямо так и говорил Добренькову (декану социологического факультета МГУ – Т.Б.) – бросайте вы эту политику – занимайтесь социологией. А сейчас западному миру марксизм не интересен – и вот они разболтались, разъединились.

- Кого вы считаете наиболее великим социологом последних пятидесяти лет?

- Я считаю, что очень много порядка навел Парсонс. Вы знаете, в Гарварде сейчас пишут очень сложным языком – это негативное наследие Талкотта Парсонса. Но он очень много сделал для признания социологии как академической дисциплины. Также интересны Бурдье, Тернер, Луман.

- Вы автор двух учебников по социологии, сейчас пишете докторскую диссертацию, работаете в нескольких ВУЗах. А в оставшееся время что делаете?

- У меня жуткое увлечение книгами – люблю всякие исторические романы, книги по истории России. Недавно читал М. Павича – " Хазарский дневник ", " Пейзаж, нарисованный чаем". Они основываются на сербском фольклоре. Люблю средневековые детективы Роверти. Недавно перечитывал Анну Каренину и сильно разочаровался, зато после перечитывания Паустовского и Аксакова получил большое удовольствие - они мне раньше казались бессюжетными, но сейча понял, что в них много мудрого, трезвого. Недавно прочитал «Код да Винчи», «Маятник Фуко».

-Я смотрю, вы читаете «Новую газету», как вы считаете, осталось ли в России немножко свободы?

- На уровне личности – есть, а вот всей остальной – нет. В девяностых годах в России был период абсолютной свободы – тогда общественные проблемы терзали все население. Потом жить стало лучше, и общественные проблемы стали обсуждать меньше, да и власти не хотелось, чтобы их обсуждали.На будущее России смотрю очень пессимистично . Боюсь, как бы не вернулось советское время.

- И последний вопрос, который нельзя не задать своему преподавателю перед сессией. Чем должен заниматься студент и в чем цель преподавания?

- Вообще то в ВУЗе преподаватель должен прийти к студентам, и сказать то, что они нигде прочесть не смогут. Это такой воспитательный момент. А студент должен приучить себя учиться и должен научиться учиться. Учиться нужно один раз – а всю оставшуюся жизнь нужно лишь подучиваться. Мне вообще непонятны люди, которые хвастаются тем, что у них два, три высших образования. Ведь они хвастаются тем, что они не научились учиться в первый раз. К экзамену я отношусь не как к способу наказания двоечников и поощрения отличников, а как к последней возможности научить студента, который в основном знает, а в частности нет.

 

© Тимур БЕЛЫЙ.



Hosted by uCoz