Конспекты / Теория измерений / Доклад №1
©Ухинова Ирина, предоставленный материал .
©Мирошников Александр, интерпретация и набор текста.
©Эксклюзивное право на публикацию данного материала: www.herzenfsn.narod.ru Любая публикация данного конспекта в Сети запрещена без письменного разрешения правообладателей.

Давид Юм

Юм (1711, 26 04 – 1776, 25 08) родился в Эдинбурге, Шотландия. Английский историк, философ, экономист и публицист. Сформировал основные принципы новоевропейского агностицизма, предшествовавшего позитивизму.

Основные работы:

1) 1739 год- «Труд о человеческой природе»
2) 1753-1762 работает над восьмитомной «Историей Англии»

С 1763 по 1766 годы – на дипломатической службе в Париже.

Славу на родине ему принесло «Эссе», написанное в 1741 году.

Теория познания Юма сложилась в результате переработки им субъективного идеализма Беркли в духе агностицизма и феноменализма. Агностицизм Юма оставлял открытым вопрос, существуют ли материальные объекты, вызывающие наши впечатления. Первичным восприятием Юм считал непосредственное впечатление внешнего опыта (ощущения), вторичным – чувственные образы памяти («идеи») и впечатления внутреннего опыта (аффекты, желания, страсти). Поскольку Юм считал проблему отношения бытия и духа теоретически неразрешимой, он заменил ее проблемой зависимости простых идей от внешних впечатлений. Образование сложной идеи толковал как психологические ассоциации простых идей друг с другом.

В основе этики Юма – неизменная человеческая природа. Человек, по Юму, - существо слабое, подверженное ошибкам и капризам, образование приносит ему не знания, а привычки. Юм считал, что моральные оценки проистекают из чувства удовольствия. От этого гедонистического принципа Юм перешел к утилитаризму, но в поисках мотивов, которые заставляли бы людей следовать требованиям «общественного блага», обратно к альтруистическому чувству общечеловеческой симпатии, которой противопоставляется индивид.

Эстетика Юма сводится к психологии художественного восприятия.

В социологии Юм был противником как феодально-аристократической идеи «власти от бога», так и буржуазных договорных концепций происхождения государства. Юм считал, что общество возникло в результате разрастания семей, а политическая власть – из института военных вождей, которым народ привык подчиняться. Согласно Юму, степень законности(?) власти зависит от продолжительности правления и последовательности соблюдения ею принципа частной собственности.

Под влиянием идей Юма развилось большинство позитивных учений XIX-XX веков, начиная с Дж. С. Милля и вплоть до неопозитивизма.

Давид Юм (1711-1776)

Является одним из наиболее значимых философов, т.к. развил эмпирическую философию Локка и Беркли до ее логического конца, придав ей внутреннюю последовательность. Взгляды Юма – некоторый тупик в развитии философии, дальше идти невозможно.

Его главная работа – философский «Трактат о человеческой природе». Первый и второй тома опубликованы в 1739 году, третий в 1740. Юму в это время еще не было тридцати. Труд его остался незамечен в научных кругах.

Далее он писал очерки – в 1741 и 1744 годах. Безуспешно пытался получить профессуру, но неудачно. Стал наставником душевнобольного, затем секретарем генерала, занимался философией, переписал свой трактат в «Исследование о человеческом уме».

Юм написал также «Диалоги о естественной религии (опубликованы после смерти в 1779 году ), «Историю Англии» (1775), посвященную доказательству превосходства партии тори над вигами и шотландцев над англичанами. Он не считал историю достойной быть предметом философского исследования.

«Трактат о человеческой природе» состоял из 3х книг. – Об уме, о страстях, о морали. Основные тезисы первой части:

1) различия между впечатлениями и идеями - впечатления обладают большей силой и интенсивностью. Простые идеи слабее, хотя подобны впечатлениям. Сложным идеям нет необходимости иметь сходства с впечатлениями.
2) Раздел «Об отвлеченных идеях» - согласие с Беркли в том, что «все общие идеи – как единичное, соединенное с некоторым именем…» (?)
3) Данная теория имеет два недостатка:
4) Ошибочное применение принципа номинализма к вещам, а не к словам. (?)
5) Игнорировал неопределенность идей – цветок определенного цвета. (?)
6) Юм изгнал из психологии понятие субстанции. Существует впечатление самого себя и поэтому нет идеи о самом себе. При этом «я» совокупное восприятие и следовательно простого «я» не существует.
7) Раздел «О познании и вероятности». Вероятность – недостоверное знание складывающееся из нашего знания и относит будущ. (?) и прошл и наст т.е. все, кроме прямого наблюдения, логики и мат (?!!).
8) Выделяет 7 видов философских отношений
- сходство
- тождество.
- отношения времени и места
- количественные и качественные (числовые) соотн-я
- степени люб качества
- противоречие
- причинность

М (???) разделяется на 2 вида

1) зав только об идеи ( сходство, противоречие, спк, к. и ч. с ) (..?)
2) могут быть изменены без всякого изменения в идеях.

Следовательно, дают достоверное знание

Пространственно-временные отношения не выходят за пределы чувствительного, а причинность дает нам возможность вывести какую-либо вещь или являются из какого либо другой вещи или явления.

Только опыт может дать знание, причины, действия.

Говоря «А является причиной В», мы понимаем, что А и В фактически постоянно соединены, а не то, что существует какая-либо необходимая связь между ними.

Теория подкрепляется определением веры. Если. А и В постоянно были соединены, образуется вера, что после А будет В. То, что каждому нам необходима связь между объектами, на самом деле лишь между идеями этих объектов. (?)

Доктрина Юма состоит из 2 частей

1) объективная ( если мы полагаем что А является причиной Б, т.е. мы часто наблюдаем их связан. т. е. Б непосредственно быстро следует за А; но мы не можем сказать, что Б д. след. за А).
2) субъективная. (впечатление, что А – причина идей В.)

Объективная часть имеет 2 части: 1. Когда мы говорим «А является частью В», мы говорим, что в прошлом опыте А и В часто повторялись вместе и не было одного опровержения этому. 2. Не дает основания утверждать, что они будут совпадать в дальнейшем.

Таким образом, в причинности нет неопределенного отношения, за исключением совпадения и последовательности. - индукция через перечисление не является действенной формой доказательства.

Основная цель может быть выражена так: все наши заключения относительно причин и действий основаны исключительно на привычке и что вера является актом скорее чувственным, чем мыслящей частью нашей природы.

6 раздел – «О скептицизме по отношению к чувствам».

Философия Юма – крушение рационализма XVIII века. Он, подобно Локку, начал с намерения быть сенсуалистичным и эмпиричным, не принимая ничего на веру, но изыскивая все из опыта и наблюдения. Юм пришел к злосчастному выводу о том, что ничто нельзя познать путем опыта и наблюдения; нет такого явления, как разумная вера. Мы не можем перестать верить, никакая вера не может быть основана на разуме.

В последних частях « Трактата…» Юм уходит от своих взглядов.

Hosted by uCoz