Конспекты / Теория измерений / Доклад №2
©Алябьева Мария, предоставленный материал.
©Мирошников Александр, интерпретация и набор текста.
©Эксклюзивное право на публикацию данного материала: www.herzenfsn.narod.ru
Любая публикация данного конспекта в Сети запрещена без письменного разрешения правообладателей.

Джон Локк

Дж Локк. (1632 – 1704) – апостол самой умеренной и самой успешной революции 1688 года. Ее цели были скромными, но все они были достигнуты. Локк точно отразил ее цели и множество его работ появилось в то время.

Главной его работой по теоретической философии была работа «Опыт о человеческом разуме», опубликованная в 1690 году.

Его первое письмо « О веронетерпимости» - первоначально опубликовано на латинском языке в 1689 году в Голландии. Потом были работы в 1690 и 1692 годах. Его книга «Мысли о восстании» опубликована в 1693 году. Все его произведения, имеющие большое значение, ограничиваются периодом в 1687-93 годы.

Отец Локка – пуританин, боровшийся на стороне парламента. Во времена Кромвеля Локк находился в Оксфордском университете, где все еще господствовала схоластическая философия, которую Локк не принимал.

Большое влияние на него оказал Декарт.

Локк стал врачом. Его патрон и наставник – Лорд Шефтерби - Драйденовский, впал в немилость, и в 1683 году Локк вынужден бежать в Голландию, где находился до революции. Перед революцией 1688 года не мог принимать теоретическое и практическое участие в английской политике, сочинял «Опыт…», свою важнейшую книгу. Его влияние на философию политики было так велико, что его можно рассматривать как основоположника философского либерализма и эмпиризма в теории познания.

Он – наиболее удачлив среди философов. Закончил работу до того, как власть попала в руки людей, разделяющих его взгляды.

Его политическая теория нашла отражение в американской конституции. Во Франции своим влиянием обязан Вольтеру. В Англии его влияние заметно меньше. Наиболее известные последователи – Юм, Беркли.

Теория о первичных и вторичных качествах

Первичные качества неотделимы от тела – плотность, фигура. Вторичные – все остальное- цвет, звук, запах.

Чем более изощренный метод мы используем, тем больше разрыв между реальностью и толкованием.

Философия Локка имеет как достоинства, так и недостатки.

Характерная особенность Локка – отсутствие догматизма. Убежден в собственном существовании, существовании Бога и т. д. – неотъемлемые истины, которые Локк унаследовал от предшественников. Пришел к выводу, что истиной обладать трудно.

Локк – глубоко религиозный человек. Вторая глава «О человеческом разуме» посвящена доказательству, что разум не состоит из силлогистических рассуждений. В понимании Локка, разум состоит из 2х частей:

1) одна часть устанавливает то, что относится к вещам.
2) другая исследует предметы, которые используются на практике.

Первая глава – «Об энтузиазме». Энтузиазм – вера в личное откровение вождей и их последователей. Третья глава – «О степени согласия». Степень согласия, которую мы даем любому предложению, зависит от вероятности его полезности.

Локк презирает метафизиков. Концепцию субстанции он считает туманной и бесполезной, но не осмеливается опровергнуть ее полностью.

Его философия развертывается постепенно, не является монументальным построением.

В «Третьей Книге опыта» автор стремится показать, что метафизики представляют словесное знание знанием о мире.

Локка также можно рассматривать как основателя эмпиризма – доктрины, утверждающей, что наше знание выводится из опыта.

Первая книга, вопреки Платону и Декарту утверждает, что врожденных идей или принципов не существует. Вторая книга пытается доказать, как из опыта возникли различные виды идей, все знания. Глава 3 «Об общих терминах» говорит о том, что все вещи едины, но мы можем образовывать общую идею, которая применима ко многим частностям. Глава 4 «Об именах субстанций» Цель: опровержение схоластической доктрины сущности.

И идеализм, и эмпиризм столкнулись с проблемой: как мы познаем вещи, отличные от нас?

Философия Локка одновременно и правдоподобная и последовательная. Локк стремится к правдоподобию и достигает его за счет последовательности.

Этические теории Локка

Локк вынужден признать, что люди не всегда действуют таким образом, как по разумным расчетам должны обеспечивать максимум удовольствия. Степень заинтересованности является количественной мерой общей суммы удовольствий.

Согласно Локку, эгоистические и общие интересы совпадают только в конечном счете. Люди должны быть благоразумнее. Благоразумие – единственная добродетель, которую нужно проповедовать.

Свобода основана на необходимости достижения исторического счастья и на управлении нашими страстями. Этическая теория подвергается критике, в частности потому что люди желают не только удовольствий, также вопросы вызывает рассмотрение благоразумия как единственной добродетели.

Политическая философия Локка

В 1689 и 1690 годах его работы приобретают новое звучание и становятся более важными.

В первом трактате – критика теории наследственной власти. Ответ на работу Р. Филмера «Патриархат или естественная власть королей». Филмер считал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, а от него она перешла к наследникам, и, в конечном счете, - к различным монархам нашего времени. Желание свободы – нечестивое. Филмер выводит политическую власть не из общественного договора, а исключительно из власти отца над своими детьми. В Англии теория не прижилась из-за:

1) множества религий
2) борьбы за власть между монархией, аристократией, крупной буржуазией

Опровержение этой теории Локком: он указывает на то, что если родительская власть является тем, что имеется в виду, то власть матери равна власти отца. Локк восстает против идеи, что существующие монархи –наследники Адама. Согласно Локку, принцип наследования власти не может приниматься как определяющий и единственно верный.

Экономическая наследственность. Владелец земли обладает важными юридическими правами - главное из которых – право выбора тех, кто будет владеть землей. Собственность может быть передана по наследству.

Второй трактат – содержатся представления о правовом происхождении государства.

Он начинается с допущения того, что он называет «естественным состоянием», предшествующим всем человеческим правительствам. В этом состоянии имеет место естественный закон, который состоит из божественных велений.

В Локковской теории государства мало оригинального. У Локка определение естественного состояния звучит так – люди, живущие вместе в соответствии с разумом, без обычного превосходства одного над другим и правом судить друг друга. Некоторые положения естественного закона в высшей степени странны. Например, пленники в справедливой войне являются рабами по естественному закону.

В политической философии Локка собственности отводится основное место, она рассматривается как основная причина установления гражданской власти. В отношении между государствами естественный закон уместен.

Общественный договор

В политической мысли XIX века преобладали две теории происхождения государства – теория Филмера (см. выше) и теория Локка. Основные положения теории Локка:

1) Государственная власть – результат договора.
2) Правительство – участник договора. Если оно не выполняет свою часть договора, то сопротивление ему можно считать законным.
3) Определение политической власти по Локку – право создавать законы с правом применения смертной казни и всех других наказаний для регулирования и охраны собственности, для защиты государства от иностранных вторжений – и все это во имя общественного блага.
4) Правительство – средство для разрешения недоразумений, возникших в естественном состоянии вследствие того, что каждый сам себе судья.
5) Политическое общество возникает там и только там, где люди отказываются от естественного закона самосохранения.

Локк подчеркивает, что «верховная власть ни у кого не может отнять ни единой частицы его имущества без его согласия».

Политическая философия Локка в целом была полезна до промышленной революции. С того времени выявилась ее неспособность дать ответы на актуальные вопросы нового времени.

Hosted by uCoz