Конспекты / Психология и педагогика / Лекция №9

Учебно-познавательная деятельность

1. Включенность в образование
2. Законы познания
3. Ожидания от учителя

Образование есть общее и частное. Образование становление определенности – это целенаправленное, организованная практика коммуникации культур.
Учитель – учит, ученик – учится. Ученик не только усваивает опыт, но и как освоение жизненного опыта.
Следует различать научение и учение.
Научение заимствовано из биохейвиористких учений. Научение – это прижизненное (адоптивное) приспособительное изменение поведение.
Учение – целенаправленное и организованная познавательная деятельность формирования опыта как системы знаний, учений и отношений.
Опосредующее формирование опыта. Научение приспособительно, учение – целенаправленно, организовано. К сожалению, есть попытка направить научение на обучение. Логика работы с животными переносится на работу с людьми.
Принцип "живота" остается главным, но над ней надстраивается "человеческое". Роджерс все человеческое сводит к: 1) чему можно научить другого, мало или совсем не влияет на его поведение, 2) информация, полученная тобою лично и усвоенная (ставшая знанием) не может передана никому другому 3) значительно влияет на поведение только та информация, которая связана с открытиями, сделанная самостоятельно.
Три условия: 1)значимы для учащегося ситуации, которые воспринимаются как проблемы. Цель учителя – так организовать работу, чтобы создать атмосферу, помогающую проявляться познавательной активности. 2) учитель не должен играть роли – он должен быть самим собой: осознавать свои отношения с действительностью, в том числе ситуативные и должен быть откровенным. 3) не успеть отработать программу, а обнаружить свои человеческие отношения с миром. Необходимо принимать учащихся – надо понимать чувства ученика – связанные с семьей, друзьями, самим собой.

Организация целенаправленной активности в соответствии с принципами оптимальной учебной работы.

1) исследователи
2) овладевающие той информацией, которую им предлагают
3) испытатели – теория осмысливает практика.
4) Специалисты – люди устали от разнообразия своей работы, им нужны новая область действий
5) Профессионалы – которые пришли, чтобы придать свой опыт.
Законы познания: 1) Закон Юма: случайные события всегда осознаются человеком как чем-то обусловленные
2) Фрейда – Фестингера: осознание противоречивых явлений – это искажение или сглаживание.
3) Закон разрыва шаблона – неожиданные изменения ситуации вызывают эмоциональное напряжение и нарушение в поведении. Такое состояние сохраняется до тех пор пока субъект не переосознает ситуацию и не найдет новый принцип ее организации.
А) Узнадзе – нарушение использование затрудняет поведение. Появляется хаотическое и малопродуктивные попытки избавиться от раздражителя. При этом неожиданное запечатлевается гораздо лучше.
Б) законы отождествления – удовлетворенность любым результатом.
4) Закон Хика: а) редкие, неожиданные воздействия осознаются дольше, чем привычные, частые. Б) время осознания зависит от вероятности применения заранее приготовленных ответов.
5) Джеймса. То, что не изменяется, не осознается. Осознается информация, которая меняется объективно или субъективно.
Сложное запоминается лучше, чем простое.
6) Интерференции – наложения. То, что находится в поверхностном слое сознается на короткое время непроизвольно замещается ранним – фрагментов базового опыта.
7) Ланге – при последовательном увеличении времени познания, образ проходит несколько стадий до ясного осознание. Начинается все с "точки в сознании" – точечного воздействия. Затем образ уточняется до ясного осознания. Рассматриваясь как член класса при осознании любой характеризуется – происходит отождествление объекта с другими объектами того же класса.
8) Семиотические – использование любого знака (слова) характеризуется синонимическими и ономистических значений.
9) З. поведения.
1) Ритмы трудовой недели
2) Дайте мне отдых на уроке
3) Не все предметы даются одинаково легко
4) Я- ребенок – хочу побегать и повеселиться
5) Пусть в классе должно быть место, где ему хорошо
6) Лучше всего я работаю первые 10-15 минут. Это длится от полтура часов до шести часов.
7) Мне тяжело заниматься последние пять минут
8) Не ущемляйте мои права
9) Расскажите родителям, что от меня требовать
10) Когда я болен, я не могу думать об учебе
11) Дайте мне право на ошибку
12) Дайте мне работы столько, сколько я могу выполнить.

 

©Автор курса: Еремеев Борис Алексеевич
©Данный вариант конспекта в электронном виде: Белый Тимур
©Эксклюзивное право на публикацию данного конспекта: www.herzenfsn.narod.ru. Любая публикация данного конспекта в Сети запрещена без письменного разрешения правообладателей.

Hosted by uCoz