Конспекты / Психология и педагогика / Лекция №8

Ученик

1. Исходные определения
2. Ученик как индивид– дети в России.
3. Семьи новых русских и здоровье детей
4. Школа и здоровье учащихся
5. Условия школьного образования

Развитие – однонаправленное, закономерное, последовательная цепь взаимосвязанных изменений. Это на философском уровне. Зависимость от объекта и масштабов его изменеяния, выделяются:

1) филогенез
2) социогенез – развитие общества
3) патогенез – развитие болезни
4) пактогенез – развитие определенного явления
Онтогенез – развертывание генетической программы в определенных условиях среды (в том числе социальной), социализации и собственную активность.
Главное условие развитие человека – это его собственные характеристики как индивида, как личности (определенное членство в обществе), окружающего условия (прежде всего семья) и собственная активность.
Актуальные противоречия: объективные, субъективное, субъектно-субъектное. В отечественной науке принято рассматривать: а) главным противоречием развития: противоречием между достигнутым уровнем развития и изжившими себя отношениями с действительностью. Главный фактор развития человека – это его деятельность.

В РФ к концу XX века 21% - люди до 15 лет. 25% - пенсионеры. Растет число имунно-дифецитных заболеваний. В школе множится число хронических заболеваний. Ежегодно более 20000 школьников умирает. Четверть из этого – самоубийства. Факторы, которые влияют на плохое здоровье: 1) наркотики, алкоголь, беспризорность
2) экология, 3) школа.
У старшеклассников – повышенная активность.
42% - эмоционально "застревают", психологическая слабость.
Прежде чем начать анализировать ученика, мы должны учитывать биологические факторы: возраст (что может), и расу (самые общие модели паттерны поведения).
Ученика можно анализировать на нескольких уровнях:
На уровне личности: цели и ценности, роли и функции, нормы и ритуалы.
На уровне частного лица: увлечения и мотивы, умения и навыки, привычки и стереотипы.
На уровне субъекта: направленность способностей.
На уровне индивидуальности: разум, чувства, воля

Основное различие между учениками – деление на мальчиков и девочек.
Мальчики лучше запоминают сюжеты, мотивы, реагируют на отрицательные и положительные оценки.
Для девочек важнее не содержание, а эмоциональная окраска.
С течением времени мальчики больше продуктивны, зато девочки лучше решают стереотипные задачи.
У мальчиков ориентировочная реакция возрастает.
Зато у девочек высокая отзывчивость.
Мальчики успешны за счет кратковременной памяти.
Школьная адаптация для 40-50% учащихся –диссонанс между требованиями и возможностями. Условия хорошо изучены – семейные и прочие. Школа же изучена не так хорошо.
Мы выделяем три аспекта школьной адаптации:
1) Отношения со сверстниками
2) Отношения к самому себе
3) Отношения с учителями.

 

©Автор курса: Еремеев Борис Алексеевич
©Данный вариант конспекта в электронном виде: Белый Тимур
©Эксклюзивное право на публикацию данного конспекта: www.herzenfsn.narod.ru. Любая публикация данного конспекта в Сети запрещена без письменного разрешения правообладателей.

Hosted by uCoz