©Автор курса: Еремеев Борис Алексеевич
©Эксклюзивное право на публикацию данного материала: www.herzenfsn.narod.ru
Любая публикация данного конспекта в Сети запрещена без письменного разрешения правообладателей.
Общенаучные методы
Методы науки (способы познания) обеспечивают обобщение – как движение от эмпирии к теории все более высоких порядков. Эти способы различаются:
а) глубиной проникновения в действительность (наличным знанием).
б) активностью познающего.
Различают:
1) Наблюдение
2) Эксперимент
3) Моделирование
Наблюдение – фиксация существующего. Чем меньше вмешательство субъекта в действительность, тем более качественно (“объективно”) наблюдение.
Эксперимент – создание условий, при которых проявляется то, что нужно исследователю. Эксперимент аналитичен и абстрактен. Переменные, которые исследователь изменяет по своему усмотрению, называются независимыми (в математике – «аргумент»; в психологии – условия для возникновения и существования психики.)
Переменные, изменение которых исследователь учитывает, наблюдает, называются зависимыми; в математике это – функция; в психологии – поведение.
Зависимые переменные – это реакции человека на оказанные воздействия.
Моделирование – воспроизведение известного об объекте для получения новых сведений о нем. Моделирование предполагает синтез и конкретизацию. Создав модель, исследователь манипулирует ею, помещает в различные условия, наблюдает и экспериментирует. Результаты могут
1) подтверждать исходное знание
2) опровергать его
3) стимулировать исследователя к пересмотру наличных знаний.
В общем случае наблюдение, эксперимент и моделирование – общие уровни в пределах цикла научного познания.
Для психологии своеобразие методов обусловлено своеобразием её объекта: как субъективного отражения действительности, как идеального атрибута субъекта, как инструмента ориентации в среде.
Проявления психики (её «экстериоризация») в движениях, действиях, деятельности и в их продуктах рассматриваются как знаки, у которых свой смысл и значение. Поэтому познание – всегда решение мыслительной задачи.
Мысль – психическое отражение отдельных отношений между объектами, опосредствованное действиями субъекта, устанавливающего эти отношения.
Решаются задачи на распознавание психики: на обнаружение, различение и опознание её проявлений; на соотнесение их с другими отдельностями того же и иного рода; на структурное описание того, что диагностировано – и с точки зрения его атрибутов, и с точки зрения компонентов, которые выделяются по различным основаниям.
Специфика методов психологической педагогики
Специфика методов психологической педагогики в том, что носители психики и познающий её субъект – это участники педагогического взаимодействия.
Используются эти методы учителями, психологами и даже учащимися.
Системность организации образования в общем и системность действий учителя в частности становятся опосредованным фактором для проведения исследований.
Наблюдение, эксперимент и моделирование под психолого-педагогическим углом зрения проводятся в рамках деятельности, которая называется «психологическое сопровождение образования». Для самих участников образования оно включено в повседневность и поэтому должно быть естественно для него.
Естественность происходящего – главное обстоятельство психолого-педагогических исследований, в которых все знают об их искусственности.
Практическое педагогическое моделирование, формирующее эксперимент научно, если отвечает условиям научного исследования.
Этапы психолого-педагогического исследования
1) Определение исходных рабочих понятий исследования. Начинается этот список с проблемы.
2) Планирование и программирование работы в реальных условиях её организации и проведения.
3) Сбор информации.
4) Упорядочение собранного материала.
5) Качественное описание (в оптимальном случае – структурирование во взятом масштабе).
6) Количественное описание.
7) Оценка результатов по различным основаниям: от произвольных до математических.
8) Интерпретация результатов в нужном плане.
9) Научный отчет об исследовании – с учетом интересов его возможных читателей.
На каждом этапе используются свои методы. Различают методы получения информации, методы её качественного и количественного описания и методы оформления результата.
Тесты в собственном смысле слова – предельно формализованные на всех этапах выполнения задания.
|