©Автор курса: Еремеев Борис Алексеевич
©Эксклюзивное право на публикацию данного материала: www.herzenfsn.narod.ru
Любая публикация данного конспекта в Сети запрещена без письменного разрешения правообладателей.
Общепсихологические проблемы
Эти проблемы рождаются из отношений между психикой и не-психикой (не-психика – это условия, порождающие психику).
Условия, порождающие психику:
Наличие высокоорганизованного существа (её носителя), внешнего мира и деятельности, объединяющей это существо с миром.
Проблемы:
Первая группа «вырастает» из соотношений между психикой и её носителем.
Вторая группа «вырастает» из отношений между душой и окружающим миром. В мире мы выделяем физическую природу и природу социальную. Если учитывается физическая природа – мы выделяем психо-физические проблемы, а если социальную – то мы говорим о социально-психологических проблемах в их экологическом аспекте.
Третья группа проблем «вырастает» из соотнесения психики и деятельности, которая объединяет носителя психики и мир.
Четвертая группа возникает, когда психика становится объектом познания. Они «вырастают» из отношений между ней и познающим её субъектом. Это проблемы методологии (или способов познания души).
Для психологической педагогики общепсихологические проблемы специализируются и компетизируются.
Особенные проблемы психологической педагогики
1) Проблемы соотношения психики в педагогическом и не педагогическом контексте.
2) Проблемы соотношения между однородными формами психики в различном образовательном контексте.
3) Проблемы соотношения психики у её различных носителей в пределах одной педагогической ситуации.
4) Проблемы соотношения различных аспектов (или компонентов) у отдельных психических образований.
Общепсихологические принципы
Общими являются принципы детерминизма, развития, единства психики и поведения (сознания и деятельности).
Детерминизм – признание всеобщей взаимосвязи и взаимной зависимости всего существующего.
Принцип развития – признание возникновения, изменения и исчезновения всего существующего.
Принцип единства психики и поведения – признание того, что они суть различные грани в бытии высокоразвитого существа: информационная и энергетическая.
Единство психики и поведения – есть единство различных граней одного носителя.
Развитие психики и её существование
а) зависит от поведения.
б) влияет на последующее поведение.
в) является обязательной стороной текущего поведения.
Принцип конкретности – признание разносторонности многообразия всего существующего; признание многогранности как разноуровневости и разносторонности у любой взятой отдельности.
Принцип единства простоты и сложности в познании - частный случай принципа конкретности.
При эмпирическом познании выражено стремление охватить действительность возможно более полно, конкретно. На теоретическом уровне выражено стремление выделить минимальное число действенных причин существующего или факторов.
В контексте психологической педагогики общие психологические принципы специализируются и конкретизируются.
С точки зрения современной науки характерным для психологической педагогики является принцип антропоцентризма.
Антропоцентризм – учет позиций у всех участников педагогического взаимодействия.
Антропоцентризм не сводится ни к одной из теорий человека (бихевиористская, психоаналитическая, персонологические теории, гештальтистские, трансактные).
Познавательное ядро позиции антропоцентризма – учет актуальных, субъективных позиций, их соотнесение, выявление в них особенного и общего (только общее становится основой взаимодействия).
|