Конспекты / Психология и педагогика / Лекция №2
©Автор курса: Еремеев Борис Алексеевич
©Эксклюзивное право на публикацию данного материала: www.herzenfsn.narod.ru
Любая публикация данного конспекта в Сети запрещена без письменного разрешения правообладателей.

Объект психологии и педагогики

Общие определения

В ядре науки – определение её объекта, проблемы, принципов, методов, характеристика ее структуры.

Объект психологии – душа в различных ее аспектах, в частности с различных сторон (познавательной, эмоциональной, регулятивной) и на различных уровнях – как явлений (душевных актов) и как психической сущности.

Объект педагогики – деятельность приобщения к культуре её носителями тех, кто не является таковыми. Это коммуникация определенных сведений, способов действия и отношений.

Предмет обеих наук раскрывается через призму педагогической психологии. Ее объект – психологические аспекты педагогической практики. Это особенности субъективной реальности в педагогической практике, в том числе ее место и роль в ней.

Аспекты:

1) Будем учитывать психологию участников педагогического взаимодействия.
2) Будем рассматривать субъективное отражение происходящего в педагогической практике.
3) Будем рассматривать причины, следствия и место различных психологических явлений в педагогической практике.

Уровни познания педагогической ситуации

Конкретизация педагогической ситуации на практике возможна на разных уровнях обобщения. Это становится основанием для выделения соответствующих форм педагогической психологии.

Выделяются субъекты и их деятельность, которая берется с нужными акцентами.

В общем, образование – становление определенности. В частности – изменение в соответствии с каким-то образцом. В педагогическом смысле, образование – систематическое организованное приобщение к культуре.

На мезо-уровне обобщения рассматриваются и соотносятся различные формы образования.

На микро-уровне рассматриваются структурообразующие компоненты.

Эмпирическое и теоретическое психологическое обобщение

В психологии различаются:

1) Психические явления (“психические образования”).
2) Психика как сущность ее носителя.

Для психологии существенно отсутствие взаимнооднозначных отношений между явлениями и сущностью (существуют многозначные отношения).

Явления психики – отдельные акты в рамках душевной жизни, выступающие, как её функциональные единицы. На практике они выделяются

а) так как проявляются во внешних движениях.
б) так как распознаются мыслящим субъектом

Психические явления описываются, и это и есть их эмпирическое обобщение.

Психика как сущность устанавливается в результате познавательного моделирования при котором познающий субъект выходит за рамки собственного опыта.

Сущность раскрывается как разведение уровней и сторон душевной жизни.

Уровни психической интеграции:

1) темперамент
2) личность как сознание
3) память
4) субъект преобразований
5) индивидуальность

Грани человека раскрываются при ответе на 3 вопроса:

1) Что хочет?
2) Что может?
3) Как действует?

Суждения о сущности психической организации – это теоретические обобщения, которые психологически объясняют человеческую природу.

Уровни психологического познания в педагогике

1) Психика. Она берется как субъективная реальность, которая соотносится с характеристиками ее носителями ее источников и практики, объединяющей участников коммуникации.
2) Соотносятся проявления психики: функции и процессы, состояния и свойства. Это мезо-уровень описания.
3) В любом психическом явлении могут выделяться его компоненты с их последующим соотнесением.

Hosted by uCoz