©Автор курса: Еремеев Борис Алексеевич
©Эксклюзивное право на публикацию данного материала: www.herzenfsn.narod.ru
Любая публикация данного конспекта в Сети запрещена без письменного разрешения правообладателей.
Объект психологии и педагогики
Общие определения
В ядре науки – определение её объекта, проблемы, принципов, методов, характеристика ее структуры.
Объект психологии – душа в различных ее аспектах, в частности с различных сторон (познавательной, эмоциональной, регулятивной) и на различных уровнях – как явлений (душевных актов) и как психической сущности.
Объект педагогики – деятельность приобщения к культуре её носителями тех, кто не является таковыми. Это коммуникация определенных сведений, способов действия и отношений.
Предмет обеих наук раскрывается через призму педагогической психологии. Ее объект – психологические аспекты педагогической практики. Это особенности субъективной реальности в педагогической практике, в том числе ее место и роль в ней.
Аспекты:
1) Будем учитывать психологию участников педагогического взаимодействия.
2) Будем рассматривать субъективное отражение происходящего в педагогической практике.
3) Будем рассматривать причины, следствия и место различных психологических явлений в педагогической практике.
Уровни познания педагогической ситуации
Конкретизация педагогической ситуации на практике возможна на разных уровнях обобщения. Это становится основанием для выделения соответствующих форм педагогической психологии.
Выделяются субъекты и их деятельность, которая берется с нужными акцентами.
В общем, образование – становление определенности. В частности – изменение в соответствии с каким-то образцом. В педагогическом смысле, образование – систематическое организованное приобщение к культуре.
На мезо-уровне обобщения рассматриваются и соотносятся различные формы образования.
На микро-уровне рассматриваются структурообразующие компоненты.
Эмпирическое и теоретическое психологическое обобщение
В психологии различаются:
1) Психические явления (“психические образования”).
2) Психика как сущность ее носителя.
Для психологии существенно отсутствие взаимнооднозначных отношений между явлениями и сущностью (существуют многозначные отношения).
Явления психики – отдельные акты в рамках душевной жизни, выступающие, как её функциональные единицы. На практике они выделяются
а) так как проявляются во внешних движениях.
б) так как распознаются мыслящим субъектом
Психические явления описываются, и это и есть их эмпирическое обобщение.
Психика как сущность устанавливается в результате познавательного моделирования при котором познающий субъект выходит за рамки собственного опыта.
Сущность раскрывается как разведение уровней и сторон душевной жизни.
Уровни психической интеграции:
1) темперамент
2) личность как сознание
3) память
4) субъект преобразований
5) индивидуальность
Грани человека раскрываются при ответе на 3 вопроса:
1) Что хочет?
2) Что может?
3) Как действует?
Суждения о сущности психической организации – это теоретические обобщения, которые психологически объясняют человеческую природу.
Уровни психологического познания в педагогике
1) Психика. Она берется как субъективная реальность, которая соотносится с характеристиками ее носителями ее источников и практики, объединяющей участников коммуникации.
2) Соотносятся проявления психики: функции и процессы, состояния и свойства. Это мезо-уровень описания.
3) В любом психическом явлении могут выделяться его компоненты с их последующим соотнесением.
|