Конспекты / Психология и педагогика / Лекция №15

Контроль, оценка и измерение образования

1. Система и контроль в ней.
2. Пед оценка отметки и отношения к ним.
3. Отметка и самооценка
4. Психологические основания для измерения образованности

1.
Система – сложноорганизованное целое с определенными функциями на правах компонента, входящее в целое более высокого порядка. Акцент на существовании во времени – развитие. Чем сложнее система – тем больше у неё степеней защиты. Особые структуры обеспечивают "обратную связь" – информацию о состоянии самой системы, её функционировании в рамках целого более высокого порядка (и внутри и снаружи).
Контроль системы – обеспечение обратной связи, как информации о состоянии системы при изменениях в ней и во внешних условиях её работы.
Массовидность социальных систем требует технологизации их работы и технического контроля (в образовании технологическая парадигма замещена гуманистической).
Технология – устойчивая система действий для получения определенного результата.
Технологический контроль предполагает определение тех условий, по которым осуществляется обратная связь. И определение рабочих зон по этим основаниям.
Мера – это единство качества и количества. Технологический контроль обеспечивается посредством измерения.
Измерение – это соотнесение с эталоном, как правило, обозначенное числом.
Оценка – это субъективное измерение или соотнесение с ценностно нагруженным эталоном.

2.
Педагогическая оценка со времен работ Ананьева играет тройную роль. Три общих функции: 1) информация о достижениях, 2) стимуляция к продолжению деятельности, 3) направление активности в определенную сторону.
Общественное внимание сконцентрировано на внешней форме педагогической оценки – отметке. Старание, послушание.
В Германии оценки – от 1 до 5, в США – от A до Z, во Франции – от 1-20, в Греции – от 1-8 в начальной школе, от 1-12 в средней, в Японии введена сто балльная шкала.
Отметку часто называют инструментом усредненности. Но оценка – это также и форма для сравнения.
90% - отношения с учителем, 65% - обсуждать, 30% - отменить. (10% - младшие школьники, 16% -подростки, 3% - старшеклассников).
Дети скрывают оценки от родителей: 75% - младших, 58% подростков и 80% старшеклассников. Объективными считают оценки: 30% родителей, 73% младших, 45% средних, 31% старшеклассников.
Для многих родителей отметка – это показатель успешности. Родители отождествляют отметку и готовность ребенка продолжать образование. Для ученика отметка относит ученика к определенной группе, компании. Отметка становится символом, формой продолжения игры (как гол в футболе). Познавательная мотивация уходит 4% студентов педагогических ВУЗов декларируют свое намерение заниматься исследованиями. Для университета в мире это не характерно. Отметка в средней школе перестает быть игрой – формируется особый, ненравственный характер отметки. Зачем ставиться отметка – это вопрос не риторический. Самое очевидное свойство отметки – её субъективность. Основа субъективности – в сути оценивания. Отметка – субъективное измерение по отношению к ценностно-нагруженному эталону. То, что ценно для одного, не обязательно ценно для другого (есть разные педагоги, есть разные настроения). Оценка ученика должна вестись с точки зрения его работы, но это не допустимо при работе в группе – надо помнить про социальную успешность. (Появляется чувство несправедливости). Отметка не фиксирует человеческих потенциалов. В старших классах не может отметка измерить культуру, поведение, талант. Оценка не определяет упорства, стимулирование творческого начала. Оценивать творчество можно и нужно. Отметочная система распространена во всем мире – как средство отбора на работу. Наши специалисты считают разумным перейти к к французской, 20 – балльной системе. Важно снизить довлеющую роль школьной оценки.

3.
Цель школы – социализация человека, а не подготовка в ВУЗ. У нас школа должна вырастить не нормального, порядочного человека, а подготовить студента в ограниченной области знания. Вступительные экзамены надо отменить. ВУЗы должны проверять установки, готовность совершенствоваться, возможности мышления.
ВУЗы продолжают играть в лотерею. В Американские ВУЗы не поступают – в них записываются, а тех, кто не может учится – уходят после первой сессии. Американец может учится всю жизнь. Не надо боятся, что все ринутся тогда на экономические и юридические факультеты. В Америке дети после школы не ломятся в ВУЗы – у них есть адекватная самооценка. А у нас что не ребенок – то гений. Недостаток советской системы образования – неформировка у подрастающего поколения адекватной самооценки. Причины? В 1950-х годах поступали в школы ребята и через 10 лет оканчивали школу 15%. Исключали из школ нещадно. Когда Хрущев пришел к власти, он ввел обязательное среднее образование. Начал срабатывать стереотип – после школы я обязан поступить в ВУЗ. Количество ВУЗов по стране в 70-е, 80-е годы кратно выросло. Уже при Брежневе ощущалось перепроизводство инженеров.
Нужно отметить цели образования. Сейчас лидеры в уровне развития человеческих потенциалов – большие тигры. У нас же здоровых детей почти нет. Бессмысленно менять учебные планы, вводить новые предметы. Нужно менять менталитет участников педагогического взаимодействия. В центре внимания – ученик, которым я общаюсь с определенной целью в определенных условиях.
4.
Психологическая основа для измерения образованности.
Учет законов оценивания – социально-психологических:
1) ореол – распространение частного успеха и неудач на вероятные действия в последствии.
2) Стереотипизация – распространение одних проявлений человека на проявление его в других сферах на личность в целом.
3) Ко-эффект – пристрастность как следствие обнаруженного сходства с собой.
4) Ниво –эффект – тенденциозность из-за зависимости от фона
5) "персональные тенденции" – завышение, занижение, усреднение, поляризация.
6) Квотизация – двоек не больше такого – то процента, пятерок – не больше такого – то.
Учет отсутствия или наличия ошибок как отклонений от образца
Учет полноты ответа.
Нельзя осознавать и отдавать отчет осознаванию.
Коммуникация культуры нарушается. Экзамен – преподаватель высших научных культур. Образование – как приобщение к культуре. Носители культуры – учителя. Учитель – это эталон. Становление общности между учащимися и учителями. В частности для любой педагогической ситуации – по их вовлеченности в определенную предметную общность.
1) Включение в коммуникативную ситуацию – отклонение от инструкции – показатель отклонения.
2) Соответствие между проявлением включенности в предмет и его эталонам.
3) Однородность социально типичным проявлениям культуры.
4) Дифференцированность проявления воображения.
5) Сдвиг дифференциации при активизации воображения.

 

©Автор курса: Еремеев Борис Алексеевич
©Данный вариант конспекта в электронном виде: Белый Тимур
©Эксклюзивное право на публикацию данного конспекта: www.herzenfsn.narod.ru. Любая публикация данного конспекта в Сети запрещена без письменного разрешения правообладателей.

Hosted by uCoz