Контроль, оценка и измерение образования
1. Система и контроль в ней.
2. Пед оценка отметки и отношения к ним.
3. Отметка и самооценка
4. Психологические основания для измерения
образованности
1.
Система – сложноорганизованное целое с
определенными функциями на правах
компонента, входящее в целое более высокого
порядка. Акцент на существовании во времени
– развитие. Чем сложнее система – тем больше
у неё степеней защиты. Особые структуры
обеспечивают "обратную связь" – информацию о
состоянии самой системы, её функционировании
в рамках целого более высокого порядка (и
внутри и снаружи).
Контроль системы – обеспечение обратной
связи, как информации о состоянии системы
при изменениях в ней и во внешних условиях
её работы.
Массовидность социальных систем требует
технологизации их работы и технического
контроля (в образовании технологическая
парадигма замещена гуманистической).
Технология – устойчивая система действий для
получения определенного результата.
Технологический контроль предполагает
определение тех условий, по которым
осуществляется обратная связь. И определение
рабочих зон по этим основаниям.
Мера – это единство качества и количества.
Технологический контроль обеспечивается
посредством измерения.
Измерение – это соотнесение с эталоном, как
правило, обозначенное числом.
Оценка – это субъективное измерение или
соотнесение с ценностно нагруженным
эталоном.
2.
Педагогическая оценка со времен работ
Ананьева играет тройную роль. Три общих
функции: 1) информация о достижениях, 2)
стимуляция к продолжению деятельности, 3)
направление активности в определенную
сторону.
Общественное внимание сконцентрировано на
внешней форме педагогической оценки –
отметке. Старание, послушание.
В Германии оценки – от 1 до 5, в США – от A
до Z, во Франции – от 1-20, в Греции – от
1-8 в начальной школе, от 1-12 в средней, в
Японии введена сто балльная шкала.
Отметку часто называют инструментом
усредненности. Но оценка – это также и форма
для сравнения.
90% - отношения с учителем, 65% - обсуждать,
30% - отменить. (10% - младшие школьники,
16% -подростки, 3% - старшеклассников).
Дети скрывают оценки от родителей: 75% -
младших, 58% подростков и 80%
старшеклассников. Объективными считают
оценки: 30% родителей, 73% младших, 45%
средних, 31% старшеклассников.
Для многих родителей отметка – это
показатель успешности. Родители
отождествляют отметку и готовность ребенка
продолжать образование. Для ученика отметка
относит ученика к определенной группе,
компании. Отметка становится символом,
формой продолжения игры (как гол в футболе).
Познавательная мотивация уходит 4% студентов
педагогических ВУЗов декларируют свое
намерение заниматься исследованиями. Для
университета в мире это не характерно.
Отметка в средней школе перестает быть игрой
– формируется особый, ненравственный
характер отметки. Зачем ставиться отметка –
это вопрос не риторический. Самое очевидное
свойство отметки – её субъективность. Основа
субъективности – в сути оценивания. Отметка
– субъективное измерение по отношению к
ценностно-нагруженному эталону. То, что
ценно для одного, не обязательно ценно для
другого (есть разные педагоги, есть разные
настроения). Оценка ученика должна вестись с
точки зрения его работы, но это не допустимо
при работе в группе – надо помнить про
социальную успешность. (Появляется чувство
несправедливости). Отметка не фиксирует
человеческих потенциалов. В старших классах
не может отметка измерить культуру,
поведение, талант. Оценка не определяет
упорства, стимулирование творческого начала.
Оценивать творчество можно и нужно.
Отметочная система распространена во всем
мире – как средство отбора на работу. Наши
специалисты считают разумным перейти к к
французской, 20 – балльной системе. Важно
снизить довлеющую роль школьной оценки.
3.
Цель школы – социализация человека, а не
подготовка в ВУЗ. У нас школа должна
вырастить не нормального, порядочного
человека, а подготовить студента в
ограниченной области знания. Вступительные
экзамены надо отменить. ВУЗы должны
проверять установки, готовность
совершенствоваться, возможности мышления.
ВУЗы продолжают играть в лотерею. В
Американские ВУЗы не поступают – в них
записываются, а тех, кто не может учится –
уходят после первой сессии. Американец может
учится всю жизнь. Не надо боятся, что все
ринутся тогда на экономические и юридические
факультеты. В Америке дети после школы не
ломятся в ВУЗы – у них есть адекватная
самооценка. А у нас что не ребенок – то
гений. Недостаток советской системы
образования – неформировка у подрастающего
поколения адекватной самооценки. Причины? В
1950-х годах поступали в школы ребята и
через 10 лет оканчивали школу 15%. Исключали
из школ нещадно. Когда Хрущев пришел к
власти, он ввел обязательное среднее
образование. Начал срабатывать стереотип –
после школы я обязан поступить в ВУЗ.
Количество ВУЗов по стране в 70-е, 80-е годы
кратно выросло. Уже при Брежневе ощущалось
перепроизводство инженеров.
Нужно отметить цели образования. Сейчас
лидеры в уровне развития человеческих
потенциалов – большие тигры. У нас же
здоровых детей почти нет. Бессмысленно
менять учебные планы, вводить новые
предметы. Нужно менять менталитет участников
педагогического взаимодействия. В центре
внимания – ученик, которым я общаюсь с
определенной целью в определенных условиях.
4.
Психологическая основа для измерения
образованности.
Учет законов оценивания –
социально-психологических:
1) ореол – распространение частного успеха и
неудач на вероятные действия в последствии.
2) Стереотипизация – распространение одних
проявлений человека на проявление его в
других сферах на личность в целом.
3) Ко-эффект – пристрастность как следствие
обнаруженного сходства с собой.
4) Ниво –эффект – тенденциозность из-за
зависимости от фона
5) "персональные тенденции" – завышение,
занижение, усреднение, поляризация.
6) Квотизация – двоек не больше такого – то
процента, пятерок – не больше такого – то.
Учет отсутствия или наличия ошибок как
отклонений от образца
Учет полноты ответа.
Нельзя осознавать и отдавать отчет
осознаванию.
Коммуникация культуры нарушается. Экзамен –
преподаватель высших научных культур.
Образование – как приобщение к культуре.
Носители культуры – учителя. Учитель – это
эталон. Становление общности между учащимися
и учителями. В частности для любой
педагогической ситуации – по их
вовлеченности в определенную предметную
общность.
1) Включение в коммуникативную ситуацию –
отклонение от инструкции – показатель
отклонения.
2) Соответствие между проявлением
включенности в предмет и его эталонам.
3) Однородность социально типичным
проявлениям культуры.
4) Дифференцированность проявления
воображения.
5) Сдвиг дифференциации при активизации
воображения.
©Автор курса: Еремеев Борис Алексеевич
©Данный вариант конспекта в электронном виде: Белый Тимур
©Эксклюзивное право на публикацию данного конспекта: www.herzenfsn.narod.ru. Любая публикация данного конспекта в Сети запрещена без письменного разрешения правообладателей.
|