Конспекты / Психология и педагогика / Лекция №14

Психолого-педагогическое взаимодействие

1. Учитель и родители
2. Учитель и администрация
3. Учитель и учащиеся
4. Условия эффективного педагогического взаимодействия

Три блока проблем: из 19 – 12 с учениками, 3 – межученические, 4 – положение учителя в обществе.
Отношения с родителями ученика – проблема не первого уровня. Проблемы между ними могут возникнуть по любой причине:
Цели вступают в противоречие со средствами, ограничение человеческих возможностей, при общении с родителями нужны особые приемы. Родители рассчитывают на фасилитацию. Им не бывает дело до человека (учителя). При непосредственном воздействии нужен нажим – надо заставить переживать. Можно ли требовать от учителя, чтобы он реагировал на ученика как на интимного партнера? Нужно доверие, свобода самовыражения партнера, сотворчество, ясность и прямота с простотой.
Родители готовы и к защите и к нападению
Непонятность намерений вызывает дискомфорт – нужно повторять сказанные собеседником фразы.
Нужно совместное определение реальности – проявление ответственности и компетентности.
Возникновение исследовательского азарта.
Взаимодействие между родителем и учителем менее эффективно, если последний хочет не найти проблему в совместном поиске, а навязать готовый шаблон.
Выражать коммуникации, прагматические умения – неадекватное отношение. Можем ли мы говорить о случайности…
Затрагивать во время взаимодействия неправильность – аффективные реакции – до перехода на личности.
Затруднение во взаимном провоцировании на понимание сложности деятельности другого человека: любая отдельность характеризуется функционированием.
Отсутствии дифференцированного подхода.
Личностные особенности обеих сторон – повышенная чувствительность. По закону Эшли управленческая система всегда должна быть сложнее управляемой, дабе обе они работали оптимально.
Директор должен обладать большим набором реакций, чувств, он должен обладать большей рефлексией, наконец.
70% родителей возлагают ответственность за образование на ученика.

4. Условия эффективного педагогического взаимодействия.

1) Разность потенциалов по их вовлеченности в определенную предметную область
2) Осознание этой разницы каждой из сторон
3) Нужна готовность обеих сторон к взаимодействию. С одной стороны – делится, с другой – перенимать опыт.
Оптимальная стратегия взаимодействия опирается на прогнозирование как человек развивается среди людей.
2) Приемы воздействия согласовываются с логикой личностного развития.
3) Общие цели образования согласуются с природой межчеловеческого взаимодействия в педагогической ситуации.
4) Согласованность различных аспектов собственного отношения учителя к происходящему. Его внутренние аттитюды.
5) Осознание того, что каждая учтена отдельность (ученик то бишь), не хухры – мухры, а система.
Еще одна типология.
1) анализ – выделение элементов, аспектов
2) синтез – выявление отношений между элементами (аспектами)
3) выявление композиции – положения каждого элемента в рамках целого
4) выявление развития целого
В общем базовые характеристики отдельности, его строения, поведения и развития.
Вывод: эффективное педагогическое взаимодействие определяется тем, насколько выражена субъектность в сфере познавательной деятельности у работников образования. Осознание направленного противоречия как движущего им развития и использования их энергетики в интересах целого.

 

©Автор курса: Еремеев Борис Алексеевич
©Данный вариант конспекта в электронном виде: Белый Тимур
©Эксклюзивное право на публикацию данного конспекта: www.herzenfsn.narod.ru. Любая публикация данного конспекта в Сети запрещена без письменного разрешения правообладателей.

Hosted by uCoz