Конспекты / Психология и педагогика / Лекция №13

Социально-психологические основы педагогического взаимодействия

1. Педагогика как моделирование
2. Проблемы педагогической практики
3. Психологические аспекты педагогической проблемы

Есть прототипы в живой природе. Массовое образование и непрерывность. Значение и смысл образования для общества и отдельных членов.
Для многих наличие установки многих людей на позитивную деятельность и расчет на неё при организации образовательных систем. Тенденция адаптировать образование к наличным потребностям. Педагогические действия учителя опосредуют деятельность учащегося.
Специфика гуманистической парадигмы выражается как поисковая деятельность. Ориентация на процесс, стимулирование проявления поискового опыта за счет создания проблемных ситуаций – поощрение диалога-полилога.
У проблемы есть два определения: бытовое и научное.
1) для большинства – сколь ни было бы велико число, всегда найдется большее. Состояние тревожности.
2) Качество отношений – по форме и по содержанию
3) Рецитропность (противоположность).
Содержание межчеловеческих отношений в объективном и субъективных планах. 1) Объективное отношение – взаимная зависимость 2) сотрудничество – соперничество 3) соподчинение – партнерство – взаимная помощь и вредительство 4) субъективные отношения (симпатия-антипатия – привлекательность- отторжение-авторитетность-ничтожность).

Общие формы влияния имеют особые формы воздействия.
Пять уровней воздействия:
1) Заражение Общность биологической природы, общность форм непосредственного реагирования на происходящее
2) Подражание – предрасположенность к произвольному копированию поведения себе подобных.
3) Совместные действия – при достижении общей цели, обоюдное вовлечение во взаимодействие и согласованную активность каждого с учетом активности других.
4) Внушение – на основе регулярного потенциала, речи авторитетного лица, которая воспринимается без критики.
5) Убеждение – активность сознания обеих сторон, понятийное мышление, аппеляция к логике фактов, суждений, событий.
В педагогике виды воздействия различаются по условиям:
1) фронтальное – со всеми (лекция)
2) персональное
3) групповое (семинар)
Психологические аспекты педагогических проблем актуальны на всех уровнях: 1) внутренний мир, субъективные позиции 2) между рациональным сознанием, чувствами, рассудком и волей.
Борьба мотивов – психологические проблемы- противоречия между идеалами, фактами и нормами, фактами и идеями, нормами и идеалом. Осознание этих противоречий – обязательное условие для субъективности.

 

©Автор курса: Еремеев Борис Алексеевич
©Данный вариант конспекта в электронном виде: Белый Тимур
©Эксклюзивное право на публикацию данного конспекта: www.herzenfsn.narod.ru. Любая публикация данного конспекта в Сети запрещена без письменного разрешения правообладателей.

Hosted by uCoz