Социально-психологические основы педагогического взаимодействия
1. Педагогика как моделирование
2. Проблемы педагогической практики
3. Психологические аспекты педагогической
проблемы
Есть прототипы в живой природе. Массовое
образование и непрерывность. Значение и
смысл образования для общества и отдельных
членов.
Для многих наличие установки многих людей на
позитивную деятельность и расчет на неё при
организации образовательных систем.
Тенденция адаптировать образование к
наличным потребностям. Педагогические
действия учителя опосредуют деятельность
учащегося.
Специфика гуманистической парадигмы
выражается как поисковая деятельность.
Ориентация на процесс, стимулирование
проявления поискового опыта за счет создания
проблемных ситуаций – поощрение
диалога-полилога.
У проблемы есть два определения: бытовое и
научное.
1) для большинства – сколь ни было бы велико
число, всегда найдется большее. Состояние
тревожности.
2) Качество отношений – по форме и по
содержанию
3) Рецитропность (противоположность).
Содержание межчеловеческих отношений в
объективном и субъективных планах. 1)
Объективное отношение – взаимная зависимость
2) сотрудничество – соперничество 3)
соподчинение – партнерство – взаимная помощь
и вредительство 4) субъективные отношения
(симпатия-антипатия – привлекательность-
отторжение-авторитетность-ничтожность).
Общие формы влияния имеют особые формы
воздействия.
Пять уровней воздействия:
1) Заражение Общность биологической природы,
общность форм непосредственного реагирования
на происходящее
2) Подражание – предрасположенность к
произвольному копированию поведения себе
подобных.
3) Совместные действия – при достижении
общей цели, обоюдное вовлечение во
взаимодействие и согласованную активность
каждого с учетом активности других.
4) Внушение – на основе регулярного
потенциала, речи авторитетного лица, которая
воспринимается без критики.
5) Убеждение – активность сознания обеих
сторон, понятийное мышление, аппеляция к
логике фактов, суждений, событий.
В педагогике виды воздействия различаются по
условиям:
1) фронтальное – со всеми (лекция)
2) персональное
3) групповое (семинар)
Психологические аспекты педагогических
проблем актуальны на всех уровнях: 1)
внутренний мир, субъективные позиции 2)
между рациональным сознанием, чувствами,
рассудком и волей.
Борьба мотивов – психологические проблемы-
противоречия между идеалами, фактами и
нормами, фактами и идеями, нормами и
идеалом. Осознание этих противоречий –
обязательное условие для субъективности.
©Автор курса: Еремеев Борис Алексеевич
©Данный вариант конспекта в электронном виде: Белый Тимур
©Эксклюзивное право на публикацию данного конспекта: www.herzenfsn.narod.ru. Любая публикация данного конспекта в Сети запрещена без письменного разрешения правообладателей.
|