Конспекты / Психология и педагогика / Лекция №12

Педагогическое взаимодействие

1. Парадигмы образования
2. Педагогика и образование
3. Учитель в образовании
4. Учащиеся в образовании

От времени появления рефлексии, осознание того, как обеспечить детовождение. Существует две основные педагогические позиции: 1) наполнения сосуда и 2) зажигание факела. В современном осмыслении это технологическая и гуманистическая парадигмы.
Технологическая парадигма:
1. Учение рассматривается как получение информации – сведения и способности действия и ценностные ориентации.
2. Главная опора – образовательный стандарт и учебные программы – они распространяют стандарт. И то, и другое опираются на возрастную предопределенность образовательных возможностей.
3. Плановость – Тишина и порядок – показатель эффективности.
4. Ориентация на среднегрупповой уровень подготовки.
5. максимальная активность учителя – выполнять роль коммуникатора, а ученики – реципиента.
6. Главная цель образования – развитие умственной сферы и подготовка к жизни в обществе – ранняя специализация и профессионализация.
7. Жесткий контроль, внешнее оценившие по заданным основаниям, фиксация основная на ошибках и недочетах. Усредненные оценки в баллах.

Гуманистическая парадигма:
1) Разносторонняя деятельность включенная в определенную предметную область.
2) Главная опора – культуросообразность предмета: этико-аксиологические, эстетико-художественные, научно-практические ценности.
3) Нет жесткой дисциплины.
4) Максимальное использование принципов ненасильственной педагогики, сотрудничества, самостоятельности. Вплоть до выхода на самообразование.
5) Стремление к дифференцированному подходу, прежде всего за счет специфических форм учебно-позновательной деятельности. Много учеников – большие школы.
6) Принцип симметрии в учете позиции участников педагогического взаимодействия. Роль коммуникатора – функциональна (диалог).
7) Опора на достоинство для компенсации недостатков – этому служит рефлексия.
8) Характеристики других людей с различением в них особого и с выделением общего. Сравнение в классе – в форме открытого группового обсуждения,, поведения, деятельности, поступков, результатов активности.
С позиции учителя образование как деятельность по обеспечению условий для коммуникации культуры. Единство трех аспектов деятельности: просвещения, обучения и воспитания.
Действует принцип прагматизма – для систематичного образования – процесс организации культуры. Ориентация на результаты.

Лучший способ опорочить идею – это довести её до абсурда, говаривал Ленин. В педагогике такая идея – чтобы учитель развивал учащихся. Учитель – не Бог, чтобы разворачивать генетическую программу. Развитие человека идет по законам экологии, под давлением социо-культурной среды и собственной активности человека.

Специфика ученического общения в информационной среде. Специфичность данного явления – в его опосредовании: а) особой предметной областью и б) необходимостью быть коммуникатором в условиях определенного образовательного стандарта. Учитель олицетворяет в себе самом образовательный стандарт по предмету. Профессия учителя – персонификатор образовательного стандарта.

В основе познавательной деятельности ученика лежит игра. В подростковом возрасте – игра носит всеобщий характер – во всех доступных формах жизни.

Непонимание – это проблемная ситуация, описывающаяся вопросом "Что делать?". Понятие обучения – совместная познавательная деятельность, в которой активность каждого опосредует формирование опыта другого.
 

 

©Автор курса: Еремеев Борис Алексеевич
©Данный вариант конспекта в электронном виде: Белый Тимур
©Эксклюзивное право на публикацию данного конспекта: www.herzenfsn.narod.ru. Любая публикация данного конспекта в Сети запрещена без письменного разрешения правообладателей.

Hosted by uCoz