Педагогическое взаимодействие
1. Парадигмы образования
2. Педагогика и образование
3. Учитель в образовании
4. Учащиеся в образовании
От времени появления рефлексии, осознание
того, как обеспечить детовождение.
Существует две основные педагогические
позиции: 1) наполнения сосуда и 2) зажигание
факела. В современном осмыслении это
технологическая и гуманистическая парадигмы.
Технологическая парадигма:
1. Учение рассматривается как получение
информации – сведения и способности действия
и ценностные ориентации.
2. Главная опора – образовательный стандарт
и учебные программы – они распространяют
стандарт. И то, и другое опираются на
возрастную предопределенность
образовательных возможностей.
3. Плановость – Тишина и порядок –
показатель эффективности.
4. Ориентация на среднегрупповой уровень
подготовки.
5. максимальная активность учителя –
выполнять роль коммуникатора, а ученики –
реципиента.
6. Главная цель образования – развитие
умственной сферы и подготовка к жизни в
обществе – ранняя специализация и
профессионализация.
7. Жесткий контроль, внешнее оценившие по
заданным основаниям, фиксация основная на
ошибках и недочетах. Усредненные оценки в
баллах.
Гуманистическая парадигма:
1) Разносторонняя деятельность включенная в
определенную предметную область.
2) Главная опора – культуросообразность
предмета: этико-аксиологические,
эстетико-художественные, научно-практические
ценности.
3) Нет жесткой дисциплины.
4) Максимальное использование принципов
ненасильственной педагогики, сотрудничества,
самостоятельности. Вплоть до выхода на
самообразование.
5) Стремление к дифференцированному подходу,
прежде всего за счет специфических форм
учебно-позновательной деятельности. Много
учеников – большие школы.
6) Принцип симметрии в учете позиции
участников педагогического взаимодействия.
Роль коммуникатора – функциональна (диалог).
7) Опора на достоинство для компенсации
недостатков – этому служит рефлексия.
8) Характеристики других людей с различением
в них особого и с выделением общего.
Сравнение в классе – в форме открытого
группового обсуждения,, поведения,
деятельности, поступков, результатов
активности.
С позиции учителя образование как
деятельность по обеспечению условий для
коммуникации культуры. Единство трех
аспектов деятельности: просвещения, обучения
и воспитания.
Действует принцип прагматизма – для
систематичного образования – процесс
организации культуры. Ориентация на
результаты.
Лучший способ опорочить идею – это довести
её до абсурда, говаривал Ленин. В педагогике
такая идея – чтобы учитель развивал
учащихся. Учитель – не Бог, чтобы
разворачивать генетическую программу.
Развитие человека идет по законам экологии,
под давлением социо-культурной среды и
собственной активности человека.
Специфика ученического общения в
информационной среде. Специфичность данного
явления – в его опосредовании: а) особой
предметной областью и б) необходимостью быть
коммуникатором в условиях определенного
образовательного стандарта. Учитель
олицетворяет в себе самом образовательный
стандарт по предмету. Профессия учителя –
персонификатор образовательного стандарта.
В основе познавательной деятельности ученика
лежит игра. В подростковом возрасте – игра
носит всеобщий характер – во всех доступных
формах жизни.
Непонимание – это проблемная ситуация,
описывающаяся вопросом "Что делать?".
Понятие обучения – совместная познавательная
деятельность, в которой активность каждого
опосредует формирование опыта другого.
©Автор курса: Еремеев Борис Алексеевич
©Данный вариант конспекта в электронном виде: Белый Тимур
©Эксклюзивное право на публикацию данного конспекта: www.herzenfsn.narod.ru. Любая публикация данного конспекта в Сети запрещена без письменного разрешения правообладателей.
|