Конспекты / Психология и педагогика / Лекция №10

Учебный предмет. Содержание образования

1. Содержание образования Петр I, Екатерина II
2. Гимназическое образование
3. Образование в СССР
4.Взгляд на школу XXI века

Петр I приказал для детей 10-15 лет учить цифирям и некоторой части геометрии, письму – с запретом жениться, если этому не обучен.
28.02.1714 – Положение, ставшее началом гос. Системы образовании.
В 1721 году открыто три школы в Нижнем Новгороде. В Новгороде в конце века появляется Главное Народное училище, Губернская международная мужская гимназия. Директор гимназии писал отчеты об устройстве развлечений. В это время существовали правила для учеников гимназии вне стен заведения. Появляются прошения от крестьян. К середине XIX века гимназисты в 5-6 классах писали сочинения: "Юность в параллели со старостью", О необходимости гражданского общества, Чувствование при невозможности доставить пособие родителям.
E II в специальной инструкции по воспитанию внуков включила следующие компоненты: любовь к ближнему, ласковое отношение к окружающим, благоволение человеку, добронравие и добросердечие, щедрость, трудолюбие. От детей следовало отдалять слухи, рассказы, слухи, умножающие пороки, приготовлять к умению спорить. Когда добронравие укрепиться – все остальное придет само. Детям запрещалось учить много наизусть.
1) читать, писать, рисовать, считать
2) география, астрономия, хронология, математика
3) история, правоведение, право.
На каждом языке выбрать интересные книги – что умножает их знания и просвещение. Естественная история, как снять чертежи, мифология, генеология, о России и её производствах. История художеств.
Русское письмо и язык – как можно лучше, равно как и историю.
Разговаривать надо на трех языках. Знать правила езды, фехтования, бороться, развивать и тренировать тело.
Полезно для 11-16 летних знать Россию: ее ремесла, рукоделия, течение рек, города и промыслы, одежду и нравы. Мифологию и древность надо учить для общего развития. В Петербурге гимназия XX века – латынь, немецкий, французский – письменные экзамены, математика, русский и латинский – устные. Математика – комбинированное задание – 4 часа, по латыни – грамматика + перевод. Закон Божий – отличники зачислялись в ВУЗе: только по аттестату. До 1918 года действовала общая трудовая форма.

Мнение профессора Сулягина.

Школа в XX веке была храмом знания. Главное – в рамках школы весь материал был систематизирован. Школа нынешняя – плетется в хвосте по информационному обеспечению. Удовлетворяется объедками. Но главное и не отрывная функция – строение и памятник того труда на построение храма информации.
Ценность труда безусловна. Поэтому в основе школы должен лежать учебно-познавательный труд. Учащийся совершает трудовой подвиг – в идеальный форме храм информации. Строительство этого храма – с помощью знающих учителей. Современная постиндустриальная цивилизация. Проходит мода на труд как на созидание. К творческим – заставить купить. Формируется общество потребления. Творческий пафос не в производстве и в потреблении.
Социальная среда в условиях постмодернистского – в рекламно-кликовую сферу.
10-12% - наркомания по игровому варианту (однорукие бандиты). Для растущего поколения вершина познания ничего не значит, а автомат – просто нажать кнопку.
А можно ли выдвигать проблему познания в таких условиях? А в 6-7 классе падает авторитет учителей.
Этологи обнаружили, что для существования видов необходимо удовлетворение следующих потребностей: родительской, витальной.
Большинство учителей учит для одного-двух человек, а большинство класса лишь делают вид, что учатся. Психологическая защита у каждого своя, а многие учащиеся – не осознают.
Половина ребят – 44% в 2003 сдавали ЕГЭ на "три", половину ребят подтянули.
Все более определенной становится идеология. Троечником быть хорошо. Теперь школа не учит работать. Ф.И. Михайлев – главный педагогический принцип – принуждение.
Школа была местом интересного общения, самым задушевным – песни о школе. Внешкольная деятельность стала гораздо интереснее. Тем самым школьные развлечения – для недотеп.
В начале 80-х около 4000 мест внешкольного образования, в середине 90-х таких мест было около 300. Однако сейчас число этих школ растет, среди них есть и бесплатные. Самым надежным средством школе была первая влюбленность. Общество с его сексуальной революцией лишило ореол романтики. Одновременно в обществе невозможно бороться с порно-индустрией. Любое УХАЖИВАНИЕ на фоне СМИ – жалкая карикатура. Школа не выполняет ни одной своей функции. Хотите много знать, хотите поступить в ВУЗ. Хотите впечатлений? Хотите поступить в ВУЗ – идите на курсы. Школа обеспечивает гербовую бумажку. А пускай государство лучше потратит эти деньги на контрактную армию.

Уланов: мысли к новому учебному году

По мнению учителей, школа не ориентирована на развитие востребованных человеческих качеств. Современных школьников готовят: школа забивает головы массой не нужной в жизни сведений, школа не учит творчеству, делу, умению мыслить. Школьное образование строится на мнениях авторитетах: делай то, получишь это. Это уровень ремесленников. Школа учит реагировать на разные ситуации одинаково. Как только возникает ситуация самостоятельного принятия решения, появляется стресс. Мы в таких ситуациях ищем шаблон – а необходимо целостно видеть ситуацию. Критерии успеха в школе и в жизни различны.
Нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Трудолюбие – опасный миф. Причина трудолюбия – тщеславие. Желание избавиться от плохого настроения. Тяжелый труд – путь лошади. Творчество – путь к мастеру. По отношению к делу: 1) люмпены 2)наемные рабочие 3) предприниматели 4) собственники
Это – прагматический подход.

Нынешнее обучение – экономно не времени это исключает в рамках школьного образования – их относительный характер. От учащегося скрытый процесс добывания знаний. Не подпускайте к воспитанию детей неудачников и людей, уставших от труда. Кем является учитель? Сам учитель должен честно делать свое дело. Может ли быть преподаватель государственной школы предпринимателем – дело в человеке, его позиции. "Жизнь многих людей похожа на броуновское движение. Только когда появляется идея, целью жизни становится продвижение в определенном направлении".

 

©Автор курса: Еремеев Борис Алексеевич
©Данный вариант конспекта в электронном виде: Белый Тимур
©Эксклюзивное право на публикацию данного конспекта: www.herzenfsn.narod.ru. Любая публикация данного конспекта в Сети запрещена без письменного разрешения правообладателей.

Hosted by uCoz