Малые социальные группы и коллективы
Исследование социальных групп
Исследования социальных групп начиная с 20-30-х гг. 20 в. являются пограничными для двух наук – социальной психологии и социологии. В 30-40-е гг. исследования социальных групп приобретают прикладной характер. Прежде всего, это связано с исследованиями Элтона Мейо. По существу Мейо было разработано понятие трудового коллектива, и был проведён анализ формальных и неформальных групп. В социально-психологическом аспекте изучение социальных групп проводит Морено. В его исследовании находят отражение методика изучения и измерения характера и уровня межличностных взаимодействий (социометрия). Морено вводит понятия «социальное расстояние» и «социальная дистанция», которые определяют отношения внутри и между группами. В конце 30-х гг. была предложена теория групповой динамики (Курт Левин), объясняющая функционирование малых групп, законы их формирования, развития, взаимоотношения индивидов в группе, между группами, между группами и социальными институтами. Основными принципами теории групповой динамики являются:
- малые группы можно рассматривать как целостные образования;
- законы, характеризующие функционирование группы, могут распространяться на общество в целом.
В 40-е гг. важный вклад в исследование социальных групп вносит Стауффер (работа «Американский солдат»). Значительная часть его работы была посвящена изучению социальных групп в американской армии и их значению в поддержании высокого морального духа солдат (в особенности референтной группы – реальной или воображаемой группы, являющейся для индивида социальным эталоном, с которым он сравнивает себя, своё положение и поведение).
В 50-60-е гг. исследования социальных групп проводят Хоманс, Уайт, Ньюком и др. Помимо разработок проблем больших и малых групп, первичных и вторичных (Кули), формальных и неформальных (Мейо), учёные обращают внимание на добровольные ассоциации, харизматические группы, бюрократию, т.е. на механизмы, которые связывают социальную группу с социальной организацией.
Некоторые социологические теории социальной группы Взгляды П. Сорокина на социальную группу
1. Социальная группа по Сорокину определяется как «тотальность взаимодействующих индивидов, которая организована, если существуют цели и ценности». Вместе цели и ценности принимают форму законов-норм, которые определяют действия индивидов в ходе взаимодействия. Эти нормы должны быть эффективны, обязательны и могут быть навязаны взаимодействующим индивидам.
2. Законы-нормы – это правила поведения, определяющие права и обязанности каждого члена группы. Т.е. определяющие их функции (роли) и статусы. Законы-нормы указывают на то, какие отношения или формы взаимодействия следует ожидать от участвующих сторон. Законы-нормы – это не просто модели поведения, существующие в сознании индивидов, но и жизненные условия, которые характеризуют их эмоции, волю, т.е. определяют мотивы поведения. Эта «нормативная мотивация» обуславливает поведение, основанное на вере в закон.
3. Сорокин подразделяет законы-нормы на:
а) моральные нормы, которые рекомендуют, но не требуют определённой формы поведения;
б) технические нормы, которые определяют тот или иной путь поведения;
в) нормы этикета и моды – не являются обязательными (атрибутивными) и навязываемыми (императивными);
г) религиозные: нравы, обычаи, традиции, которые являются результатом единства норм права, морали, этикета и технических норм.
4. Сорокин определяет ряд правил в отношении функционирования социальной группы на основе законов-норм:
- чем больше расхождение между официальным законом группы и неофициальными законами её членов, их желаниями и стремлениями, тем более антагонистический характер носит такая группа;
- чем меньше указанные расхождения, тем прочнее солидарность такой группы;
- чем более антагонистической по характеру является группа, тем более суровые санкции (принуждения и наказания) используются для поддержания официальных законов и порядков;
- чем важнее ценности, благодаря которым взаимодействуют стороны, тем выше их солидарность или антагонизм.
5. Сорокин осуществляет классификацию групп и выделяет:
а) односвязные группы, т.е. группы с одним набором компонентов «цель-норма-ценность», которые координируют действия членов группы;
б) многосвязные группы.
Взгляды Хоманса на социальную группу
1. Хоманс рассматривал социальную группу (как и Парсонс) как социетальную систему, т.е. не как агрегацию людей, а как объединение взаимозависимых действий, связанных друг с другом индивидов. В отличие от Парсонса, Хоманс рассматривал создание не идеально-типической социальной системы, а поведение в конкретных группах.
2. Основными элементами любой социальной системы, в т.ч. и социальной группы, являются:
- деятельность и взаимодействия, которые существуют в группе с момента её зарождения;
- норма и ранг, которые возникают позднее.
3. Деятельность, взаимодействие и отношение рассматриваются Хомансом как общие отличительные черты социального поведения.
4. Хоманс устанавливает зависимости между деятельностью, взаимодействием, отношениями, нормами, рангами:
а) соотношение взаимодействия и отношения в системе: часто часто взаимодействующие люди относятся друг к другу лучше, а спад частотности взаимодействий приводит к спаду межличностных симпатий;
б) отношения в системе деятельность-взаимодействие: часто взаимодействующие люди больше похожи друг на друга в плане их деятельности, чем те, с которыми они взаимодействуют реже;
в) отношения в системе ранг-норма: чем выше ранг человека в группе, тем больше его деятельность соответствует нормам группы; и др.
5. В более поздних исследованиях Хоманс формулирует ряд положений, раскрывающих природу социальных взаимодействий (теория обмена).
6. Выводы Хоманса имеют важное значение для понимания функционирования неформальных рычагов управления. Социальный контроль не обязательно представляет собой отдельный вид деятельности, он заложен во взаимосвязях внутри группы. Распад группы означает снижение контроля над поведением индивидов со стороны этой группы.
Взгляды Р. Мертона на социальную группу
(теория поведения «реферативной группы»)
Мертон проводит анализ «реферативной группы» (1957г. «Социальная теория и социальная структура»). В исследовании было применено понятие «относительной депривации», т.е. чувства потери индивидом относительно достижений других членов группы. Основными положениями теории являются:
1. Отправной точкой в анализе «реферативных групп» является понятие «относительной депривации».
2. Понятие «относительной депривации» даёт субъективное определение положения индивида с точки зрения его положения относительно других индивидов.
3. Понятие «реферативная группа» имеет более широкое применение, чем понятие «относительная депривация» по причине:
а) понятие «реферативная группа» включает самооценку индивида не только по отношению к людям, с которыми он непосредственно контактирует, но и по отношению к другим группам;
б) это понятие не ограничивается ощущением депривации, но и включает положительный опыт (например, желание присоединиться к группе, чьи ценности человек высоко оценивает).
4. Исследуя поведение «реферативных групп», помимо традиционного представления о том, что поведение частично определяется группой, была выявлена ориентация на группы, членом которых индивид не является.
©Автор курса: Кошкина Светлана Генадьевна
©Данный вариант конспекта в электронном виде: Макушева Мария
©Эксклюзивное право на публикацию данного конспекта: www.herzenfsn.narod.ru
Любая публикация данного конспекта в Сети запрещена без письменного разрешения правообладателей.
|