Конспекты / Краеведение / Лекция №4

Промышленность

Начиная с основания развивался порт и военная промышленность, нужно было обеспечивать себя торговой продукцией, развивалась легкая промышленность. Первым промышленным комплексом была Петропавловска. Вокруг неё появляются различные слободы – Зелейная, Пушкарская, Ружейная.

Второй центр промышленности было Адмиралтейство – не просто верфь, а крепость с каналами, рвами. В 1698 году флот начал строится – в Воронеже, Архангельске, в 1702 была построена верфь на реке Свирь. Адмиралтейская верфь начала создавать военный флот – строила крупные парусные корабли – до 100 пушек. Чтобы поддерживать и снаряжать их понадобилась Галерная верфь – тогда новые корабли не могли сходить со стапелей в Неву.

В Смольном делали смолу, на Староневской – Дегтярные, Канатные слободы. Прядильные слободы – паруса, а сначала в Москве в Хамовниках. Постепенно появилась улица Моховая. На одном из рукавов – река Пряжка. Нужен был лес высокго качества – в ближайшем округе таких лесов не было – поставляли с берегов Ладожского озера – его нужно было сушить – появились складские помещения на острове Новая Голландия. Для оснаски кораблей оружием появился Монетный двор. Город – крупный и кораблестроительный центр России.

Начинает вырастать машиностроение – во второй половине XIX века превращается в подлинный центр. С 1861 года начинает рост предпринимательства, к нему прибавляется увеличение числа рабочей силы, Петербург впитывает русские и заграничные предприятия. Во второй половине века происходит промышленный переворот –появляются паровые и дизельные двигатели. Огромный импульс для развития Дао строительство железной дороги между Санкт – Петербургом и Пушкиным и Павловском. Часть чиновников предлагала закупить оборудование, а другая группа (во главе с герцогом Ольденбрунским) предложил построить свои заводы. Надо было провести большую работу - съемку, сделать насыпи. Все это Дао колоссальный импульс.

В России были придуманы новые конструкции насыпей и рельсов. Дорога была самой длинной в Европе. В СПб – 5 вокзалов: Московский, Царскосельский, Варшавский, Балтийский, Финляндский. Строительство требовала привлечения больших средств – появляются АО по строительству железных дорог. Казенные заводы не справляются с заказами – появляются частные. Путилов вырос как раз на новых рельсах, когда за два месяца выполнены гос. заказ. Александровский завод выпускал малые архитектурные формы – решетки, скульптуры. На базе этих предприятий появляется потребность в создании паровых машин, тепловых электоростанций. Фирма «Сименс и Шухерт» на Васильевсом острове занималась производством электротопливах.

Развивается и легкая помышленность появляются текстильные предприятия (по берегам Невы): фабрика Тортона, предприятие Нобеля

Центр города в XIX веке – культура, а вокруг центра – пояс рабочих застав. В советское время за городом сохраняется промышленная значимость и центра науки. В советское время начинают строить спальные районы. Промышленные зоны выносятся за черту города.

Основа экономики СПб: 26% - промышленность, 7% - строительство, 13% - транспорт, 22% - торговля, 32% - другие сферы.

По отношению к РФ – ведущие в ряде областей: 11% - энергетика, 3% - черная металлургия, 2% - цветная металлургия, 34% - машиностроение, 3% - деревообрабатывающая и целлюлозное, 2% - лесная промышленность, 35% - пищевая и 4% - прочее.

Общий вклад РФ - 4%.

Крупнейшие предприятия – «Северная верфь», «Кировский завод», «Балтийский завод», «Металлургический завод», Энергомашиностроительный завод, Электросила, Ижорские заводы, комбинат «Балтика», «Степан Разин», мясокомбинат им. Кирова.

Производство отдельных видов промышленной продукции (по отношению к РФ):

1% - электроэнергия, турбины (паровые и гидро).
37,6% - дизель.
4,8% - дизельгенераторы
15,7 % - крупные электромашины
6,3% - серная кислота.
5,7% - лакокрасочные материалы
5,6% - клееная фанера.
3,1% - сборные железобетонные конструкции
1,9% - строительный кирпич.

(В 1736 – 37 году случились множество пожаров – выгорели Морские слободы. Тогда и появилась новая планировка города – знаменитый «трезубец». И в селе Николаевксом строят новый кирпичный завод).

3,9% - шерстяные ткани, 2,2% - обувь, 3,7% - хлеб, 5,9% - кондитерские изделия, 5,2% - цельномолочные продукты, 21,6% - пивная, 7% - безалкогольные напитки.

Население

Город неудобен по расположению, но привлекает жителей своим культурным, научным и промышленным потенциалам. До XIV века Невские берега пустынны. Но на южном побережье Финского залива жило племя водь, и эта земля именовалась Водской пятиной Новгородской земли. У приладожья жили весь (вексы) – напоминает об этом Векская возвышенность между Ладогой и Онегой.

На карельском полуострове жили карелы, от них в X-XI в. Отделилось племя ижора – оно жило в приневской низменности. Здесь также жили прибалтийско-финские племена – ветвь финно- угорских племен.

Река Мойка – на финском называлась Муя (Мутная), Нева – Новая вода, Карповка – Карпиеки, Калинкин мост – Калинники, Купчино – Купсино, Шушары – Шуа-Сары (остров среди болот). Финно-угорские названия – основа топономики.

Водей в XX веке насчитывалось 14 тысяч, сейчас – 450-500 тысяч человек.

В VIII веке – появляются пришлые племена – ильменские словене, пришедшие по реке Волхов, приходят кривичи. Колонизация в основной проходит мирно. Место проживания варяг – в устье Волхова варяги ассимилировались. До 1478 года это была новгородская земля. Новгород присоединяется к Москве. Переселяются московские дворяне. Иван III дает приказ переписать местное население. На берегу Невы существовало около 40 поселений в 1-2 двора. Особо крупные были на Петроградском острове – 30 земледельческих дворов.

Появились поселения, которые существовали в XVI – XVIII веках. Когда Петр Первый выбирал место – выбирал эти поселения. В XVII веке состав населения меняется – во времена смуты, когда власти не могут избавится от засилья польских интервентов – обращаются к Шведскому королю. В награду за помощь получают Карелу и берега Невы. Шведы доходят до Тихвина. В 1617 году заключается Столбовский мирный договор, по которому шведы получают территорию до реки Волхов. Шведы на реке Охте строят Ниеншанц, а на противоположном берегу – Торговый город. Населяли край в то время: шведы, кирхи. Напротив стоит русское село Спасское. И так по всему городу.

В 1650 году московское правительство решило вернуть земли и начинает военные действия. Священники из села Спасского призывают восстать, но военная компания заканчивается провалам. Жителям Спасского же шведское правительство предлагает: 1) принять лютеранство или 2) покинуть эти места. Начинается отток населения. Но у шведов не хватает рабочих рук – приглашают племена ель и суоми. Появляется еще один народ – чухонцы. Характерной чертой СПб – рост пришлого населения над рождаемостью. В городе до 1914 года преобладает мужское население над женским. Причины: рабочая сила, военные, чиновники, центр образования. В 1914 году гендерный состав уравнивается, а во времена СССР женщины начинают преобладать.

Количество жителей:

1725 – Около 40 тысяч
1800 – 220,2 тысячи
1864 – 539,1 тысяч
1900 – 1 млн. 439,6 тыс.
1910 – 1 млн. 905,6 тыс.
1920 – 727,2 тыс.
1939 – 3 млн. 401 тыс.
1945 – 650 тыс.
1959 – 3 млн. 479,9 тыс.
1989 – 5 млн. 23,5 тыс.
1990 – 5 млн. 35 тыс.
2002 – 4 млн. 669 тыс.

Этнический состав населения:

1869:

83,2 % - русские
0,4% - белорусы
0,1% - украинцы
1%- евреи
0,6% - эстонцы
0,4% - латыши
0,3% - англичане
2,?% - финны
0,8% - шведы
2,2% - поляки
0,1% - литовцы
6,8% - немцы
0,5% - французы
0,3% - татары

1926:

86,15% - русские
0,9% - белорусы
0,7% - украинцы
0,4% - финны
0,4% - литовцы
0,5% - англичане
5,3% - евреи
1% - эстонцы
0,8% - латыши
2,1% - поляки
1,16% - немцы

1994:

92% - русские
2% - белорусы
2% - украинцы
1% - евреи
3% - прочие

 

© Автор курса: Ермолаева Любовь Константиновна.
© Автор конспектов: Белый Тимур, администратор сайта Факультета Социальных Наук РГПУ им. А.И. Герцена .

Hosted by uCoz