Конспекты / Краеведение / Лекция №1

Объект курса краеведения – не весь край, а Петербург. В последнее время начали появляться регионоведение, петербурговедение, ломоносововедение…

Краеведение возникло очень давно. Край – «окрест меня», окраина моего видения.

Краеведение – ведать, что расположено вокруг меня, достаточно гибкий термин. У маленького ребенка край очень узок. Для нас край – это северо-запад России.

Что есть регион? Это понятие появилось в середине XX в. И означает общность территории по природному ландшафту, по экономическим и по культурным связям, по политическим процессам, происходящим на данной территории. Объединяющий фактор – географическое положение. Понятие «регион» появляется, когда мы говорим о больших территориях (например, северо-запад). Очень активно краеведение изучается в Германии.

В 2002 году в Париже состоялась международная конференция на тему «Краеведение в России».

Процесс формирования истории и географии, как особых отраслей научных знаний, начинается в конце XVIII в.. Василий Никитич Татищев – первый, кто описал историю России. Он составил анкеты из 90 вопросов (о местном фольклоре, легендах, письменных источниках, быте, нравах, народах, природных условиях и т.д.) и разослал их по губерниям. Хотя в этом описании нет чистой истории или чистой географии, Татищеву удалось заложить фундамент многих наук.

В XIX в. идет разделение этой единой науки на природно-географическую, историческую, этнографическую, искусствоведческую. Каждый исследователь предлагает свою Российскую историю. Этот дифференцированный подход не очень нравился властям.

Параллельно изучение родного края плотно вошло в учебные заведения. В своей первой Академической гимназии Ломоносов, вместе с гимназистами, занимался изучением истории. В частности, они составляли ландкарту.

На необходимость изучения края указывали блестящие педагоги. Ушинский говорил, что начинать изучение нужно не с общего (которое еще непонятно детям), а с частного, ближайшего, которое впоследствии можно будет обобщить на более высоком уровне. Сам термин «краеведение» был введен школьным педагогом Владимиром Улановым в 1911 г.

Таким образом, научное направление и школьное краеведение 1914 г. набрали свой методологический материал.

После событий 1917 г. история как наука отрицается и на ее место приходит новая – обществоведение. Это сыграло положительную роль в развитии краеведения, которое переживало взлет. С.О. Шмидт занимался архивоведением, источниковедением и краеведением. Он назвал 20-е годы XX в. «золотым десятилетием краеведения». В эти годы появляются школы краеведения. Среди исследователей:

- И.М. Гревс. Профессор медиевистики. Исследовал средневековый город. Первым охарактеризовал город, как единый комплекс достижений цивилизации.
- Н.П. Анциферов (ученик Гревса).
- П.Н. Столпянский. Историк, начал заниматься краеведением еще в ХIХ в. Его работы основаны на хорошей научной базе. Архив – в Российской национальной библиотеке.
- В. Курбатов. Химик, но занимался и изучением Петербурга. Из 400 научных работ, 200 – по химии, 200 – о Петербурге. Исследовал художественную культуру Петербурга.

Наряду с исследовательским в Петербурге начинает существовать общественное краеведение. Появляется научное сообщество «Старый Петербург – Новый Ленинград». Это общественное движение занималось активным описанием ценных в историко-культурном плане объектов и защитой памятников (например, трещина на камне Медного всадника; появилась в 20-е гг., когда горожане устроили на нем горку). В данное научное сообщество входили и архитекторы, в частности Ильин и Фомин. В 30-х годах они выступали против реконструкции исторического центра города (и, соответственно, против уничтожения некоторых памятников). Именно по планам этих архитекторов Московский проспект стал центральной магистралью Петербурга, а Московская площадь – центральной площадью. На ней построили Дом Советов. Таким образом, был спасен исторический центр.

В 19120 году Петроград обезлюдел. Население сократилось до 750 тысяч человек. Но к 1940 году было уже 3,5 млн. человек за счет «пришлого люда» из маленьких городов и деревень. Преобладали крестьяне; они находились в маргинальном положении, т.к. были уже и не крестьянами как таковыми, но еще и не горожанами. Общественные движения пытались приобщить их к городской культуре – устраивали лекции, семинары, экскурсии. На базе Павловска Гревс и Анциферов организовали семинар для тысяч новых ленинградцев. В 1939 году жители этого города считались одними из самых образованных людей в СССР. Формировалась определенная культура поведения.

В СССР создан центр краеведения, издается журнал «Краеведение», где наряду с популярными публикуются научные и методологические статьи. 1937 год – деятельность краеведов запрещается, а некоторых из них репрессировали – в исследованиях не было единства мысли, которое вызывало бы единство людей.

После войны краеведение возрождается на трех уровнях: военно-патриотическое, историко-революционное и искусствоведческое (архитектурное) краеведение. В Петербурге разрушено 7000 зданий. Все царские резиденции фактически уничтожены. Но благодаря сохраненным архивам начали появляться очерки об архитектуре зданий.

В начале 1960-х появляются туристы – начинают печатать туристические проспекты. В 1959 году из трех с половиной миллионов населения осталось всего 650 тысяч и вновь появляются серии книг: Улицы Петербурга, Архитекторы Петербурга, Выдающиеся петербуржцы. Содержание таких книг: 70% о социалистическом городе, а 30% об историческом центре. Но все же этих книг было меньше, чем в 1920-х годах. С 1970-х годов в школах вводятся краеведческие курсы в рамках курсов истории, географии, литературы. Научное движение еле существовало – была лишь рубрика по истории города в «Блокноте агитатора» - её вел Петр Вяземский. В 1980-х годах появляется журнал «Строительство и архитектура Санкт-Петербурга», «Ленинградская панорама». В послевоенный период на базе Петропавловской крепости организуют музей истории города, также его филиалы появляются в Румянцевском особняке и Комендантском Доме. На 1990-е годы приходится колоссальный всплеск краеведческой литературы – как популярной, так и научной. Появляются общественные движения, вшколах вводится обязательный курс истории и культуры Санкт-Петербурга.

 

© Автор курса: Ермолаева Любовь Константиновна.
© Автор конспектов: Белый Тимур, администратор сайта Факультета Социальных Наук РГПУ им. А.И. Герцена .

Hosted by uCoz