Конспекты / История социологии / Доклад №4

Герберт Спенсер

Герберт Спенсер (1820-1903)- англичанин, родился в семье учителя. Из-за здоровья до 13 лет не ходил в школу, занимался самообразованием. Его позже называли «английским Аристотелем» за универсальный ум, смелость обобщений, оригинальность мыслей.

Его главные работы – 10-томные «Основные начала» (о первопринципах бытия), «Основания биологии», «Основания психологии», «Основания этики», «Основания социологии» (3 тома).

Спенсер создал собственную теорию эволюции, еще раньше Дарвина: социальная эволюция – часть великого процесса, которой подчинена вселенная. Этот принцип общий для всех наук, - философские и над нами стоит закон эволюции как синтез всех научных законов.

Эволюция – интеграция материи, сопровождающийся дифференциацией, т.к. всякое однородное целое неустойчиво, неизбежно внутри любых систем возникает неоднородность и таким образом возрастает разнообразие структур. По мере роста, их сложности дифференциация увеличивается, её темп ускоряется. Дифференциация подразумевает специализацию, разделение функций между частями системы. Помимо эволюции Спенсер выделяет диссомацию (распад) вследствие накопления несоответствий дифференциации. Когда эволюция и дифференциация, обособление форм и их соревнование (борьба за существование) прекращаются, начинается диссомация.

Спенсер говорил о трех фазах эволюции: неограническая, органическая и надоргоническая, к которой относятся социальная эволюция. Здесь подразумевается взаимодействие многих особей, скоординированная коллективная деятельность, по своим последствиям превышающая возможности любых индивидуальных действий.

Предмет социологии (по Спенсеру) – изучение эволюции в её наиболее сложной форме. На предмете общества Спенсер показывает интеграцию (увеличение массы, объединение), развитие от гомо к гетерогенности (переход от простого племени к цивилизованной нации); с прогрессом этих процессов растет связанность людей в социуме и организованность (социальная организация).

Синтез эволюционисткой, органицисткой и функционалисткой моделей общества

Используя установки социологических моделей развития, Спенсер предпочитал организмическую модель общества, поддерживающую «известное постоянство отношений». В этом он отличался от Дарвина, т.к. представлял общество как организм, а не популяцию. До Спенсера органицизм был орудием консерваторов, указывающих на необходимость подчиняться целому. Но он попытался теоретически совместить индивидуализм с допущением верховенства целого. Это пояснялось биологическими аналогиями: если клетки подчиняются целому, центральной нервной системе и оптимизируют её самочувствие, то у людей нет единого «чувствилища и чувствуют только элементы организма – люди, которые зависят от центра, которые в свою очередь зависит от частей, чем части от него». Различия между обществом и организмом: отсутствие у общества внешней чувственно - наглядной формы, значительная подвижность отдельных частей общества, ограниченность дифференциации функций (специализация органистических функций сходна с общественным разделением труда), органическая взаимосвязь частей, необходимость поддержания определенных функций, а не исполняющих их единиц.

Спенсер как никто способствовал распространению термина социальный институт, хотя точного определения ему не дал («социальные отношения», «организация», «учреждение», «координирующий центр»). Социальные институты – что-то вроде органов общественного суперорганизма, делает возможной совместную жизнь людей, их сотрудничество. Совокупность институтов и сеть функциональных связей между ними характеризует строение, базовую организацию общества. Регулярные формы взаимодействия индивидов поддаются упорядочению в несколько крупных категорий институтов. Семейное сожительство людей породило домашние институты, в т.ч. различные формы брака, семьи, воспитание, отношений между полами, родителями и детьми и т.д. Объединение людей в целях нападения и обороны положили начало развития государственной организации и политических институтов. Спенсер выделяет домашние (семейные), обрядовые, политические, церковные, профессиональные и промышленные институты, и посвящает их анализу большую часть «Оснований социологии».

Типологии военного и промышленного обществ

На заре истории конфликт, по мнению Спенсера, сыграл огромную роль в социализации человека. Организованный конфликт положил начало формирования военного общества, с жесткой структурой, малоподвижной и сопротивлялось всяким изменениям, где люди консерваторы, плохо приспосабливается к новым условиям. Наиболее приближены к этому типу древний Египет, Спарта, Россия и др. Этот тип пока преобладает. Спенсер оценивал современную ему эпоху как переходную. Промышленный тип общества описан им по контрасту с военным. Это почти полные аналог пониманию понятия «современное общество» в современной западной социологии. Слабеет принуждение растет гибкость и подвижность социальной организации. Сплачивающими силами вместо принуждения становятся знание и приобретенная психологическая гибкость.

Критика социализма

Спенсер считал, что идеальные системы совместной жизни и труда, предлагаемые социалистами, преобладали на первых стадиях цивилизации у отсталых родов. Социализм – это регресс к военному типу общества вплоть до желания восстановить статусную систему с той лишь разницей, что ей бы распоряжались не отдельные лица, а община. Военная организация и в новом виде потребует поглощения жизни индивидов жизнью группы (общины). И распределение пайков, и управление статусом потребует обширной и сложной администрации, иерархии, вплоть до до централизованной власти, которая должна координировать виды деятельности общества и подводить итоги. То есть вместо «хищников - предпринимателей» социалисты предлагают несравненно большую армию бюрократов. Социалисты думают бороться со своеволием и эгоизмом отдельных предпринимателей, установлением сильной централизованной власти, управляющей одной монопольной сверхорганизацией, которая заменит все мелкие группы. Такая организация будто бы будет полезна не только как чрезвычайная мера, но и как постоянное явление. Временно чиновники смогут побороть проявления эгоизма, но надолго ли? И кто будет контролировать их? «Раз установится общесоциалистическая организация, то широко разветвленная и объединенная в одно целое корпорация лиц, руководящая деятельностью общества получит возможность применять принуждение беспрепятственно насколько это окажется нужным в интересах системы <…>, в конце концов разовьется чиновничья олигархия с увеличивающейся чудовищной и страшной тиранией, чем какую когда – либо видел мир». Поэтому борьба с социализмом выгодна не только предпринимателям, но и рабочим. К тому же социалисты предлагают распределить семейный режим на всю общину, а это невозможно, т.к. семья как малая группа с тесными внутренними связями и общество в целом живут по разным законам. Спенсер говорил, что избежать социализма не удаться (т.к. словами не убедишь), но это будет только зигзаг истории, который относительно ненадолго замедлит естественный ход эволюции.

 

© Автор доклада: Голохвастова Алена, 2005
© Набор и редактирование текста: Тимур Белый, 2005
© Источник: Давыдов Ю.Н. "История теоретической социологии", М., 1998.
© Публикация в Сети herzenfsn.narod.ru. Использование доклада разрешается только с активной ссылкой на сайт.

Hosted by uCoz