Социологический натурализм в России
Органистическая социология: И.Д. Стронин и П.Ф. Лилиенфельд
Натуралистический подход к обществу был характерен для социологи на раннем этапе её формирования.
Прежде всего из-за развития естественных наук (особенно биологии) – использование естественно-научных методов, что придает социологии строгую научность.
Философскому обоснованию идей органицизма посвятили свои работы известные российские мыслители Григорьев и Страхов.
В России органистическое течение в социологии возникло в конце 60-х гг. XIX века. Центральным органом данного течения был журнал «Свет» (затем журнал «Мысль»). Он издавался журналистом и социологом Оболенским. На русский язык были переведены многие работы представителей органицизма включая симетомную работу Г. Спенсера.
Представители органицизма в России – Стронин и Лилиенфельд. А также Новиков.
Сам термин натурализм ввел Николай Кареев. Органицизм – это попытки связать общественную жизнь с природной средой и понять её с помощью естественных сил.
Александр Иванович Стронин (1826-1886) окончил историко-филологический факультет Киевского Университета. Долгие годы служил в Министерстве Путей Сообщения. Научное творчество Стронина испытало влияние Конта. Основные социологические работы: «История и метод» (1869), «Политика как наука» (1872), «История общественности»(1886).
В социологии русского органициста можно выделить три проблемы:
1) метод исследования общества
2) социальная структура
3) законы функционирования и развития «социального тела»
В исследовании общества и истории Стронина – главная идея – общественные науки должны сблизиться с естествознанием и перенять его приемы и методы познания. Достижение такого состояния возможно методу аналогии.
Теоретический смысл данного подхода – перенесение в общественные науки готовых законов и аксиом, признанных в естествознании. (Предусматривающее единство природного и социального миров).
Тождество общества с организмом пытался доказать, сопоставляя сходство их закономерностей и функционирования. Понимая, что в обществе невозможно полностью отделить тот или иной элемент от социальной среды, он предлагает при исследовании общественных явлений применять метод «диалектического изолирования».
Суть данного метода заключается в абсолютизировании тех или иных сторон действительности и их анализе в различных аспектах.
Данная процедура – не что иное как формировании идеальных типов. А это то, чем занимался Макс Вебер.
Анализируя проблему социальной структуры общества и основ его существования, русский социолог исходил из жестких принципов физического механицизма и органицизма, где целое всегда представляется более предпочтительным, чем элементы, его составляющие.
По своему строению общество представлялось Стронину в виде пирамиды. Её вершина – привилегированное меньшинство в лице законодателей, судей и администрации. Затем следует класс «капиталистов». В основании пирамиды – землевладельцы и ремесленники. (Это вытекает из законов физики и самой природы вещей).
Такой социальный слой как интеллигенция, представляет нервную сеть, пронизывающую все клетки общества.
В этих и многих других аналогиях имеются зачатки современных подходов, в частности структурно – функционального анализа, прообраз теории социальной стратификации.
В данном направлении социологической мысли важна идея биологической трактовки развития общества, условий его жизни и смерти.
В этом контексте Стронин выделяет три главных периода истории общества:
1) прогресс (рост и усложнение организма)
2) застой (усложнение и разложение уравновешиваются)
3) регресс (верх берет разложение)
Переход от прогресса к застою вызывается отсутствием новых идеалов.
Проблем общественного идеала и его разработка – одна из центральных в субъективной школе. Таким образом наблюдается эволюция русского органицизма к психологизму.
В книге «Политика как наука» Стронин выделил три основных закона функционирования «социального тела»:
1) общий биологический закон
2) общий социологический закон
3) общий политический закон
Социологическая теория Стронина представляет собой сочетание прямолинейного органицизма, механицизма и некоторых элементов психологизма.
Павел Федорович Лилиенфельд (1829 - 1903) – крупный царский сановник и монархист, получил известность благодаря книге «Мысли о социальной науке будущего» (1872)
Он был вице-губернатором Санкт – Петербурга, активно участвовал в процессе институционализации социологии, был избран президентом международного социологического института. Активно сотрудничал с Шеффле и Вормсом.
Социологическая концепция Лилиенфельда мало чем отличается от основных положений органической школы.
В отличии от Стронина он единственным методом изучения общества считают индукцию в форме сравнительной аналогии между социальными силами и силами природы. Он усматривает полную аналогию между обществом и организмом, как в отношении отдельных процессов (рождение, рост, смерть, болезнь) так и органов.
Лилиенфельд предлагает «законы прогресса»:
1) В политической сфере прогресс заключается в усилении власти.
2) В экономической сфере – в увеличении собственности и расширении экономических свобод.
3) В правовой – в упрочнении права и развитии правовых свобод.
4) Несмотря на то, что концепция Лилиенфельда носит ограниченный характер, его идеи оказали
|