Конспекты / История социологии / Лекция №7
©Автор курса: Громов Игорь Александрович
©Данный вариант конспекта в электронном виде: Мирошников Александр
©Эксклюзивное право на публикацию данного материала: www.herzenfsn.narod.ru
Любая публикация данного конспекта в Сети запрещена без письменного разрешения правообладателей.

Эволюционно-психологическая школа в социологии

Франклин Гиддингс

Сознание рода, подобно коллективному разуму, управляет и создает стабильность в обществе.

По Гиддингсу, сознание рода – первый субъективный социальный факт. Подразумевает такое состояние сознания, при котором всякое сознательное существо признает другое сознательное существо равным себе. Эта духовная близость делает людей подобными друг другу. Они чувствуют одинаково и приходят к согласованным действиям.

По Гиддингсу, экономические и социальные кризисы обостряют чувство общности и интенсифицируют сознание рода. Сознание рода исключает тех, кто принадлежит к иной расе и культуре. Наверно, именно по этому Гиддингс был против миграции в США которая, по его мнению, разжижает нацию.

Все действия индивида мотивированы сознанием рода, а любой социальный конфликт можно рассматривать через призму рода.

Гиддингс стоял на позициях умеренного социального реформизма, как и многие американские социологи.

Рассматривал государство как силу, действующую в интересах всего общества.

Специфика социологической концепции Гиддингса

Социология – наука о социальной структуре.

Гиддингс рассматривает социальную структуру сквозь призму класса. Понятие «класс» было широко распространено в естествознании, и стало использоваться в социальных науках. По Гиддингсу, классовая структура возникает в результате естественного неравенства людей – в физическом, умственном, нравственном плане.

Гиддингс выделил 4 типа социальных классов в обществе, в связи с неравной способностью людей приспосабливаться к жизни:

1) Социальный класс. Состоит из людей, активно защищающих и улучшающих существующее общественное устройство.
2) «Не-социальный класс». Те, кто тяготеет к узкому индивидуализму, который приводит к равнодушию к общественной жизни.
3) Псевдосоциальный класс. Бедняки и люмпены, стремящиеся жить за счет общества.
4) Антисоциальный класс. Преступники, у которых исчезло сознание рода. Они ненавидят общество и его институты.

Также выделяет жизненные классы и классы личности, которые в отличие от социальных классов формируются на основе врожденных задатков и способностей.

Характерно для Гиддингса – то, что он анализирует социальные структуры не только с позиции класса, но и рассматривает с позиции группы. Именно в малой группе индивид находит возможность удовлетворить свои потребности.

В отличие от классов, группы формируются на базе естественных признаков и естественных потребностей. Малые группы не требуют жесткого приспособления к себе, в них нет сильного давления на личность, как в классе.

Изучение социальной структуры связано с вопросами о социальном устройстве общества, которое задает режим функционирования всего общества, отдельной личности. Т.е. речь идет о социальных институтах и организационных структурах, посредством которых идет удовлетворение потребностей, как на уровне индивида, так и на уровне общества.

Гиддингс пытается выявить показатели, отображающие степень цивилизованности общества.

В примитивных обществах регулирование отношений осуществляется через социальную структуру, центром которой являются отдельные этнические группы, которые не позволяют индивиду проявлять активность в достижении результата. В таком обществе нет дифференциации и социальной мобильности. Социальные группы определяют порядок и всю жизнь индивида.

Новая стадия общественного развития связывается с принципами социального устройства, главный из которых – целесообразная активность индивида. Посредством этой активности человек создает различного рода организации, которые приводят к социальному устройству.

Во втором периоде научной деятельности (20 года XX века) Гиддингс находился под влиянием идей бихевиоризма. Пытался подвести под свою теорию фундамент статистических методов исследования. Этим Гиддингс оказал большое влияние на формирование эмпирической социологии в США.

Согласно новым методологическим предпосылкам, социология должна сосредотачиваться на непосредственно наблюдаемом, т. е. только на том, что можно увидеть. Отсюда принцип - наука должна изучать поведение, а не сознание, т.к. оно не наблюдаемо. Этому методологическому принципу научного познания была созвучна и идеологическая установка, которая бытовала в американском обществе – человек может ускорять движение вперед не благодаря сознанию, а благодаря активности и деятельности.

У нас, в России, бихевиористские идеи развивал П. Сорокин.

Гиддингс своеобразно употребил психологический подход к познанию общества. Также сделал анализ тенденций общественного развития. Использовал в своей деятельности как качественные, так и количественные методы.

Социологические идеи Чарльза Кули (1864-1929)

Основные работы:

1) «Человеческая природа и общественный порядок»
2) «Социальная организация» 1909 год
3) «Социальный прогресс» 1918 год

На русский язык эти работы не переведены, мы можем узнать о научной деятельности Чарльза Кули только из статей сборника МГУ «Американская социологическая мысль». И вообще очень мало информации о нем. Кули известен в основном как основоположник теории первичных групп и теории «зеркального «Я».

Кули находился под влиянием спенсеровского органицизма и идей эволюционизма. Это влияние носило скорее мировоззренческий характер, выражающийся в представлении о единстве и взаимозависимости органической и социальной революции. На основе этих идей и строил свои взгляды.

Природу человека характеризовал:

1) С биологической точки зрения, природа человека – набор бесформенных импульсов и способностей, которые передаются по наследству. Биологическая природа являлась определяющей на ранних стадиях развития человечества.
2) Социальная природа вырабатывается при помощи простых форм взаимодействия, которые происходят в первичных группах.

Социальная природа представляет собой некий общий всему человечеству комплекс чувств, норм, которые составляют универсальную структуру человеческой деятельности.

С идеей социализирующей роли первичных групп Кули и вошел в социологию. Первичные группы – те, которые характеризуются непосредственными связями и сотрудничеством. Они первичны по многим факторам, но главным образом в том, что они есть фундамент социальной природы. Они способствуют слиянию индивидов в общее целое. Самость индивида во многом оказывается чем то общим, и формируется некое «мы».

Первичные группы по Кули – семья, игровые группы детей, соседские общины. Они универсальны и присущи всем временам.

В деле социализации Кули особое внимание уделяет сельской общине. Она вплоть до появления современных индустриальных городов играла главную роль в общежитии людей. Сельская община являлась определяющей во многих обществах.

Кули говорит об отчуждении человека, прекращения общения лицом к лицу, о переходе на опосредованный контакт. Эта проблема рационализации и формализации общественной жизни получила широкое освещение в социологии, особенно в немецкой (франкфуртская школа).

Говоря, что современная жизнь ослабляет нашу общность, Кули не оценивает этот процесс ни с положительной, ни с отрицательной сторон. Отмечает, что в современном обществе люди могут сами создать общности, где на основе сходства занятий достигается близость людей.

Первичные группы не независимы, их деятельность определяется более широкими общественными отношениями, которые существуют в социальной системе. Например, немецкая семья и школа несут на себе печать милитаризма. Хотя это и спорно. Первичные группы не изменяются по своему характеру по своему характеру и значению, как крупные социальные образования.

Идея Кули относительно первичных групп – человеческая природа не существует отдельно в индивидах, а есть групповая природа.

На этой основе Кули строит представления о специфике социального познания социальной реальности, которая развивается из контактов с сознанием других людей, через общение.

Симпатия индивида в целом отражает социальный порядок, в котором он живет.

Исходя из процесса взаимодействия, Кули формирует концепцию социальной реальности. Она состоит из различных социальных отношений.

Чарльз Кули: «Мое взаимодействие с вами состоит в отношениях между моим представлением о вас и моим самосознанием. Если в вас есть что-то, чего я не знаю, то это (то, что я не знаю о вас) никак не влияет на мое восприятие. Таким образом, общество в его непосредственном аспекте есть отношение между идеями личности».

Ключ к постижению этой сугубо идеалистической концепции лежит в идее «зеркального «Я». Эта идея состоит в том, что:

1) Первичными фактами общественной жизни являются представления людей друг о друге.
2) Личность – сумма психических реакций на мнения других людей.

В наших представлениях о самих себе большую роль играет то, как нас оценивают другие люди.

Идея человека о самом себе включает три главных момента:

1) Представления о том, каким я кажусь другому лицу
2) Представления об оценке, которую другой человек дает мне
3) Некоторое чувство «Я» в виде гордости или унижения

Мы смотрим в представления о нас как в зеркало, и судим по этому отражению.

Кули подчеркивает, что эти оценки играют большую роль в развитии ребенка.

В понимании Кули социальная реальность содержит глубокие идеи, носящие на первый взгляд субъективный характер. Эти идеи определили многие направления в социологии и социальной психологии. Такие как:

1) Теория социализации
2) Ролевая теория личности
3) Социология малых групп

Кули оказал большое влияние на формирование идей и концепций, связанных с пониманием микросоциологических процессов в общественной жизни.

Кули открыл критическую традицию в социологической науке, которое было направлено на неприятие процесса рационализации. Эта идея нашла свое продолжение в работах Маркузе, Шпенглера, Бердяева и других.

Продолжение следует…

Hosted by uCoz