©Автор курса: Громов Игорь Александрович
©Данный вариант конспекта в электронном виде: Мирошников Александр
©Эксклюзивное право на публикацию данного материала: www.herzenfsn.narod.ru
Любая публикация данного конспекта в Сети запрещена без письменного разрешения правообладателей.
Социал-дарвинизм в социологии США
Основные представители - А.Смолл (1854-1926) и У.Сомнер (1840-1910). Их основные работы – «Общая социология» (1905 год, А.Смолл) и «Обычай» (У.Сомнер 1906 год).
Становление социологии в США как самостоятельной области научных знаний относится к 70 годам XIX века. Социология явилась теоретическим отражением неудовлетворенности различных слоев американского общества социальным устройством. Социология выступала выразителем идей реформирования общества. Социология также выступала в роли социального критика. Критика формировалась на фоне процессов и подвижек, происходящих в США - индустриализация, урбанизация, иммиграционные процессы. Все это отложило свою специфику на формирование социологии в Америке.
Одна из важных особенностей институционализации социологии в США - ее становление происходило с поддержкой со стороны политической и деловой элитой страны. Социология рассматривалась властными и бизнес – кругами как определенный барьер радикальным идеям – марксизму и социализму.
Социология была быстро внедрена в систему высшего образования, во многом благодаря реформе структуры самого образования (шло ослабление позиций церкви в школе - секуляризация). Лидеры социологического образования в США в это время – социологические факультеты в Чикагском (открыт в 1892) и Колумбийском университетах (1894).Их деятельность, в свою очередь, стимулировала распространение социологического образования в других вузах. Через несколько лет социология преподавалась в сотнях университетов по всей Америке. Европа могла о таком только мечтать.
В 1905 году в Чикагском университете появился «Американский Социологический журнал». Долгое время он был единственным профессиональным изданием социологов в США. Им руководил Альбион Смолл. Также в издании принимали участие Спенсер, Зиммель и другие известные ученые. Вскоре было основано Американское социологическое общество.
Социологические взгляды Альбиона Смолла
Чтобы существовать, люди должны приспосабливаться к меняющимся условиям. Географическая среда и биологическая природа формируют у человека свои собственные потребности, которые принимают форму интереса.
Понятие интереса по Смолу- главное в социологии, как в физике понятие атома. Весь жизненный процесс, рассматриваемый в социальной фазе – процесс развития, приспособления, удовлетворения интересов.
Разделяет интересы на шесть групп:
1) Интересы, касающиеся здоровья
2) Благосостояния
3) Общения
4) Познания
5) Красоты
6) Справедливости
Их комбинации дают ключ к пониманию индивида и общества.
Смолл придавал значение не только природе и географической среде, но и внутреннему миру человека. По Смолу, как только индивид обретает сознание, он становится носителем идей, верований, чувств, предрассудков и т. д. Сознание того, что человек принадлежит к определенной группе, порождает групповое сознание. Эти идеи нашли отражение в социальной психологии. Начиная с 20 годов XX века идет процесс тесного взаимодействия между социологией и социальной психологией.
По политическим взглядам Смолл был либералом, критиковал монополистические традиции, призывал ограничить право наследования (очевидно, для того, чтобы не появлялись люди с огромными состояниями, нажитыми не ими), хотел, чтобы трудящиеся и вообще граждане участвовали в управлении предприятиями и всем обществом. Смолл не разделял идеи марксизма, однако высоко ценил роль Карла Маркса в развитии социальных наук.
Социологические взгляды Уильяма Самнера
Самнер – наиболее влиятельный социал-дарвинист. Своеобразно интерпретировал в своих трудах идеи протестантской этики и принцип естественного отбора.
Наиболее ярко идеология социал-дарвинизма проявилась в его сочинениях 70 х годов. Т.к. эволюция происходит не по желанию людей, поэтому глупо и абсурдно проектировать модели общества, считал Самнер.
Борьба за существование и выживание – естественный закон природы, который не надо менять. Капитализм – единственно здоровая система, а богатые – продукт естественного отбора.
В 1906 году выходит в свет его работа «Обычай», которая представляет интерес с социологической точки зрения. Основные положения работы:
1) Руководствуясь инстинктами, человек вырабатывает наиболее выгодные методы поведения.
2) В результате повторения, эти формы закрепляются и входят в привычку. В социальных группах эти привычки становятся обычаем
3) Обычаи первоначально складываются в умах наиболее прогрессивных и сильных людей, потом из - за подражания распространяется на всю группу, и становятся обязательными.
4) Затем, освященные религиозными табу, приобретают значение нравов.
5) Наиболее важные обычаи, лежащие в основе групповой солидарности, объективируются в социальные институты, имеющие не только теоретическую основу, но и определенную инфраструктуру, поддерживающую идеи.
Уильям Самнер одним из первых поставил вопрос о происхождении обычаев и норм социального поведения. Выяснил механизм их функционирования и попытался понять их в связи с друг другом и в целом. Самнер заложил начало социального анализа социальных норм и указал на их роль в социальной жизни.
Самнер также занимался преподавательской деятельностью. Создал курс лекций по социологии для студентов. В 1927 году они были изданы сборником «Наука об обществе».
Самнер предлагает рационалистический взгляд на историю. Совершенствование общества – результат развития рационализма. Социология должна обеспечит себе успех в познании общества, опираясь на позитивный метод. Развитие индивида он объясняет развертыванием энергетического потенциала человека. Посредством специализации и кооперации, являющейся формой организации труда, человек повышает его эффективность, а эффективность труда повышает возможность накапливать капитал и собственность. Форма организации труда и реализации его продукта – есть историческое свидетельство степени рациональности человека. Развитие рациональности ведет к увеличению общественного достояния.
Индивидуальный энергетический потенциал может проявляться только в адекватной системе организации труда. Капиталистические отношения создают наиболее благоприятную почву для развития индивидуального энергетического потенциала человека.
Логическая система Самнера была призвана внушить людям мысль, что совершенствование общества связано лишь с прагматическим знанием.
Каждый из социальных институтов выполняет и удовлетворяет определенные человеческие потребности. Самнер уделяет приоритетное внимание двум социальным институтам – войне и антагонизму. Именно они порождают осознанный интерес людей в регулировании своего взаимодействия.
Индивид не может жить вне массы. Массы не могут не порождать столкновение интересов. Разрешение конфликтов идет параллельно прогрессу человека.
Общество, по Самнеру, - группы людей, живущих в совместном усилии победить в борьбе за самосохранение и выживание. Общество пребывает в борьбе, ее исход определяется результативностью совместных действий. Важным фактором координации совместных действий выступает обычай. А интерес связывает людей и формирует групповые интересы. Интересы – основные источники формирования групп. По Самнеру, первоначально недифференцированная масса приобретает структуру благодаря различию интересов. Он делает анализ и дает иерархию интересов.
Исходные предпосылки для формирования интересов - инстинкт самосохранения и половой инстинкт. Они первоначально выступали основным социализирующим фактором. Непосредственно из интересов Самнер выводит различные институты и выделяет массовые институты, где оформляется массовый интерес:
1) Институты самоподдержания общества. Индустриальная организация труда, институт собственности.
2) Институт брака и семьи. Регулирует и удовлетворяет инстинкты пола и самосохранения.
3) Институты самоутверждения (мода, игры, этикет, наслаждение)
4) Институт религии, связанный с инстинктом страха.
Особый интерес представляет институт собственности. Тут раскрыто типично американское представление о собственности только как о частном владении.
Частная собственность выступает системообразующим институтом в связи людей друг с другом. Самнер рассматривает частную собственность как единственно возможную форму собственности, подчеркивал ее воспитательную и социализирующую роль по отношению к личности.
Институт собственности, как считал Самнер, существовал издревле, но свое правовое оформление получил только с развитием цивилизации.
Американские социологи отражали уверенность американцев в том, что частная собственность есть свобода и укрепляли эту уверенность. Таким образом, они выполняли свою идеологическую миссию в трактовке собственности.
В целом, Самнер отразил дух эпохи и дал ее социологическое видение. Он рассматривал социальную жизнь как систему взаимодействия, а само взаимодействие представлялось как столкновение интересов. Интересы формировались в социальных институтах, которые задавали структуру общественной жизни.
|