©Автор курса: Громов Игорь Александрович
©Данный вариант конспекта в электронном виде: Мирошников Александр
©Эксклюзивное право на публикацию данного материала: www.herzenfsn.narod.ru
Любая публикация данного конспекта в Сети запрещена без письменного разрешения правообладателей.
Основной смысл социального учения Огюста Конта – развитие исторического разума – исходный источник всех преобразований социально-исторической жизни. Весь прогресс Конт сводит к интеллектуальному познанию, связанному с освоением природы. Возникает вопрос: если история человеческого разума едина, то как это согласуется с фактом исторического разнообразия народов? Конт искал аргументы для осмысления данного вопроса. Он анализировал историческую культуру через три движущие силы :
1) Раса. Конт считал, что каждая раса имеет свои склонности к тому или иному виду деятельности. Например, черная раса имеет склонность к эмоциональной, чувственной деятельности. Это представляется Конту моральным превосходством. Разные народы не развивались одинаково, ибо имели разные предпосылки к освоению своей социокультурной среды.
2) Климат. Различие предпосылок к освоению природы Конт связывал с разным климатом и географической средой. Климат - это совокупность естественных условий, в которых оказался народ. Через преодоление климата, народ двигается к прогрессу. В этом смысле Конт продолжает линию географического детерминизма.
3) Политическая деятельность. При рассмотрении политической деятельности, Конт стремится показать, что реформы, революции, не могут изменить ход исторических событий. В качестве примера – политическая деятельность Наполеона, который не понял смысла истории. Его попытка реставрировать военный режим потерпела фиаско, т. к. он ошибся в определении характера эпохи. Теория Конта, утверждавшая, что человек не может изменить ход событий, была направлена против реформаторов, революционеров, утопистов, всех – кто хотел изменить общество. По Конту, общественная жизнь может лишь немного видоизменяться, а не спонтанно управляться человеком.
Учение Конта о социальной статике и социальной динамике
Основная мысль – деление социологии как науки на две части – статику и динамику. Эти термины Конт взял из биологической науки, где статика – структура, организация организма, а динамика – сам процесс жизни.
Задача социальной статики – изучение взаимодействия между сторонами, частями общественной жизни – духовной, экономической, правовой и т. д. Задача социальной динамики – изучение законов социальной жизни.
Концепция статики направлена против индивидуалистических теорий, а также против попыток рассматривать общество как продукт общественного договора.
Исследование принципов, определяющих структуру, характер взаимодействия общества, обеспечивает гармонию и порядок.
В качестве основных социальных институтов, Конт выделяет:
1) Семью
2) Государство
3) Религию
Как видно из этого, взгляды Конта были крайне консервативны, а будущее виделось ему как романтически идеализированное прошлое.
Касаясь социальной статики, нельзя не заметить один важный момент – отдельные социальные элементы не имеют независимого существования, а связаны между собой неразрывно. В этом отношении принцип солидарности и гармонии есть основной закон статики. Конт считал всякое изолированное изучение исторического бытия бесполезным и порочным занятием.
Социальный организм совершеннее любого индивидуального. Таким образом, эта концепция антииндивидуалистична по духу.
Статика является наименее разработанной частью социальной концепции Огюста Конта.
Социальная динамика, над которой Конт работал больше всего, имеет не социологический, а историко-философский характер. Это часто умозрительные, а не прикладные знания.
Основная идея – постепенное развитие человечества, идея эволюции, которая естественно была почерпнута в биологии.
Умственное развитие - преобладающее для общественного развития. Сейчас это очевидно, но для своего времени это была очень прогрессивная мысль.
Антииндивидуализм Огюста Конта
Центральная проблема социологии – проблема отношения личности и общества. Она проходит красной нитью через всю историю общественной мысли.
Почему О.Конт стал ярым антииндивидуалистом и даже реакционером? Новая наука была естественной реакцией на засилье индивидуалистических идеалов в эпоху Просвещения. Конт видел в индивидуализме причину всех социальных потрясений, постигших Европу. Конт считал, что «человек ради общества, а общество формирует его ради самого себя». «Не может быть общества при суверенитете каждого индивидуума». В реорганизованном обществе будут только обязанности и не будет прав. Конт считал, что права человека – анархичный, безнравственный пережиток. Сегодня такие мысли воспринимаются неоднозначно и многие исследователи считают иначе.
Индивид, по Конту, есть абстракция, реально только общество. Антииндивидуализм усиливается в поздний период, когда Конт выступал за светскую власть, движимую законом, над массами в форме диктатуры. Пытаясь соединить католицизм и позитивизм, Огюст Конт был яростно отвергнут и в консервативных, и в либеральных кругах.
Концепция Огюста Конта была ориентирована на удовлетворение потребностей общественной жизни. Как это не странно, но он реально хотел изменить общественную жизнь. Однако сделать это он хотел не с помощью революций, а с помощью познания законов бытия. Признавая за социальной теорией основу практического действия, считал необходимым указать на цель, которую человек должен ставить и добиваться. То есть Конт имел ввиду формирование общественного идеала. Именно поэтому он дополнил социологию социальной политикой, которую понимал как способ познания.
В поздний период позитивизм склонился к субъективному источнику. Для понимания трактовки Конта нужно иметь ввиду, что переплетаются два подхода – научный и социально – практический . Противоречивость двух ориентаций порождала противоположность ряда теоретико-методологических постулатов.
Субъективный подход, в отличие от объективного, где основной упор делается на разум– эмоционально-альтруистический. Наша логика должна подчинятся сердцу. Этот принцип нашел отражение в девизе Огюста Конта – «живи для других».
|