Клод Анри де Рувуа Сен-Симон
Родился 17 октября 1760 г. в Париже, в семье аристократов, ведущих свое происхождение от Карла Великого. Получил домашнее образование под руководством превосходных преподавателей, которые дали ему такое количество знаний, что, как говорил сам Сен-Симон, он не в состоянии был привести все это в определенную систему. Эта бессистемность сказалась на всей жизни и литературной деятельности Сен-Симона.
С ранних лет у него возник интерес к точным наукам. Рано развилось самомнение.
В 13 лет бежал из крепости.
В 17 лет поступил на военную службу, но она была ему скучна, и он занимался самообразованием.
В 1779 г. отправился в Америку, чтобы принять активное участие в военных действиях против Англии (в борьбе за независимость). Но во время пребывания в Америке гораздо больше его интересовала политическая наука, чем военная тактика. Много путешествует по Европе. 1785 г. находится в Голландии, где присутствуют революционные волнения. 1787 г. – Испания. Проект превращения Мадрида в морской порт.
В 1789 г. возвращается во Францию, где начинается революция. Пикардия, север Франции. Активно участвовал в разворачивавшихся событиях, отказался от графского титула, взял фамилию Боном («простак»). Но вскоре отстранился от революции, а позднее отрицал свое участие.
От революции состояние Сен-Симона сильно пострадало. Он решил заняться спекуляцией национального имущества, взяв пример с американских капиталистов. Редерн («компаньон») дал ему некоторую сумму денег, которую Сен-Симон в результате увеличил в несколько раз и стал миллионером.
В 1794 г. его арестовало революционное правительство как «аристократа» и определило ему 10 месяцев тюрьмы. А редерн обманул его, забрав почти весь нажитый капитал.
В 1797 г. Сен-Симон берется за науку. Посещает лекции в политехнической школе, общается с преподавателями, занимается самообразованием. Позже селится возле Медицинской школы, с той же целью (1801 г.).
Тратил деньги на помощь ученым, организацию курсов, печати научных трудов. Ему нужна была салонная хозяйка ,чтобы устраивать приемы, на которых можно было бы сойтись с учеными. Поэтому он вступает в условный брак с 27-летней мадам Гурии де Шангран. Но салон разочаровал его.
В 1802 г. Сен-Симон сосредоточился на научной и литературной работе. Первое его произведение : «Письма женевского обитателя к современникам» (1802 г.).
Растратил все деньги, перебивался куском хлеба.
В 1805 г. встретил своего бывшего слугу Диара, который приютил Сен-Симона и создал ему все условия для работы.
В1808 г. - пишет «Введение к научным трудам XIX в.». Несколько работ имели неудачу среди ученых. Но это не остановило его. В 1812 г. оказался в полной нищете после смерти Диара.
1814 г. – работа «О реорганизации европейского общества». Она имела успех.
1817 – 1818 гг. сборники «Промышленность…». Наиболее интересны «Письма к Американцу», «Взгляд на собственность и законодательство».
1819 г. – 12 выпусков альманаха «Политик».
1819 – 20 гг. – сборники «Организатор», где была помещена его «Притча» (или «Парабола»), кот. Привела его на скамью подсудимых за неуважение королевской фамилии. Но он опроверг все обвинения и суд его оправдал.
1921 г. – сборник «О промышленной системе».
1823 г. – попытка самоубийства из-за неустойчивой психики. Выстрелил себе в голову – выбил правый глаз.
1823 – 24 гг. – «Катехизис промышленников» 4-х томный сборник (3-я тетрадь – Конт «Системы позитивной политики»).
1825 г. – «Новое христианство».
19 мая 1825 г. после тяжелей болезни Сен-Симон скончался.
Сен-Симон (1760-1825) интересен, прежде всего, как учитель Огюста Конта, признанного основоположником социологии. Ему Конт обязан основополагающими идеями: начиная от замысла позитивизма как философии и кончая концепцией «подлинной науки об обществе». Самое существенное, что добавил Конт к сен-симонизму, это не новые идеи, а детализирующая и систематическая их разработка. Благодаря этому «наброски» и «проекты» учителя приобрели у ученика характер дисциплины.
Определяющим в развитии мыслителя было его чисто духовное отношение к науке. Он верил, что наука способна обеспечить людям счастье, «улучшить судьбу человечества». В своей работе «Письма женевского обитателя к современникам» - одно из первых программных выступлений автора, он подает свое религиозное почитание ньютонианской науки как новую религию. Верил в закон всемирного тяготения. Утверждал, что зная «план Вселенной» можно предсказать все последующие в ней изменения.
«Очерк науки о человеке» 1813 г.: «когда наука о человеке будет изучаться методом, принятым в других науках, она станет наукой позитивной». «Общая политика», она же «социальная физика», есть применение общей науки (философии). Она станет позитивной, когда философия во всех своих проявлениях сделается наукой наблюдения. Науку о человеке рассматривает как часть физиологии (у Конта - биологии).
Сен-Симон соединил 2 идеи, которые определили своеобразие его версии позитивизма: это ориентация на естествознание, как на единственно возможную модель всякого научного знания, и непоколебимая вера в прогресс.
Ориентация на естественнонаучную модель нашла у него применение, прежде всего, в понимании разума, разумности как таковой. Под ней он понимает способность человека артикулировать и сочетать идеи (понятия), вырабатываемые на основе его первичных ощущений с помощью знаков, т.е. прежде всего устной речи.
Разум в своем развитии проходит 2 цикла. 1-й – осуществляемый на основе религии с одной стороны; прогресса, протекающего на почве науки – с другой. Каждый из этих циклов распадается на 3 фазы поступательного развития:
1) стадия идолопоклонства (у Конта - фетишизм)
2) стадия политеизма
3) стадия теизма (монотеизма у Конта)
Каждый цикл заканчивается кризисом (например, переход от политеизма к монотеизму в Риме или Европа после революции во Франции).
Как утверждал Сен-Симон его теория является истинно теологической. Хоть он и утратил веру в Бога, но не утратил веру в религию. Он верил в ту роль, которую ей придется сыграть в будущем и которую она уже сыграла в прошлом.
«Новое христианство» (1825 г.) Сен-Симон – один из первых в ряду мыслителей XIX в., утверждавших новый тип религиозной веры – веру, возводящую на место Бога некое подобие «верховного существа», уже не столько религиозного, сколько научного (вернее– позитивистского происхождения, однако требующего чисто религиозного поклонения и культа).
Человеческий ум никогда не переставал прогрессивно развиваться. И он достиг такой точки, когда непременно должна была возникнуть позитивистская философия. А теория Ньютона должна стать толчком к всемирной революции, в результате которой должен появиться новый «социальный мир».
Разрабатывая свою теорию прогресса, Сен-Симон опирался на «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» Кондорсе. Он заимствовал оттуда главную идею, что прогресс движется шагами, и отдельные народы и нации представлялись в качестве «перекладных лошадей». Когда народ, поставленный во главе человечества, приходил в состояние застоя, зародыши прогресса, подавленные в нем, тот час же перемещались в другое место.
В последствии, чтобы дать понять, что кризис не является «откатным движением» и противоречит идее прогресса, Сен-Симон стал рассматривать его как отдельный цикл.
Он верил, что человечество скоро будет жить лучше, выйдя из самого глубокого кризиса.
Большое влияние на философию Сен-Симона оказали труды Адама Смита, его акцентирование социально-экономического аспекта в историческом процессе. Им стало использоваться понятие «феодализм» и, в связи с этим: «феодальное и промышленное общество», «феодальный и промышленный класс».
Бывают революции, ограничивающиеся национальным характером, частичные, но они способствуют тотальной, мировой революции.
У. А. Смита заимствует и то, что общества бывают разных типов. Это деление обществ на военные и промышленные. С связи с этим, обращается к идее Конта, которую он расценил как «прекрасную и полезную».
Кризис же своего общества Сен-Симон и Конт расценили как вызванный социальным противоречием между «промышленным характером» общества и «военным характером» политико-административных учреждений, унаследованных от прежнего общества.
Существо этого кризиса состоит в переходе от феодальной и теологической системы к промышленной и научной. Для существования этой перемены «потребовалась специальная деятельность на протяжении нескольких веков особых классов…». И он выделяет 3 стадии исторической эволюции:
1) феодализм и теология
2) логисты и метафизики
3) промышленность и опытные науки
Отсюда и получается закон трех стадий, открытие которого Конт себе самому. Резюмировать же эти выводы и превратить их во что-то вроде закона, Сен-Симону помешала его религиозность.
Спор между Сен-Симоном и Контом. Работа «Катехизис промышленников». Для Сен-Симона во главе общества должны стоять промышленники, для Конта – интеллектуалы (ученые-позитивисты).
Работа Конта «План научных работ, необходимых для переустройства общества» (3-я тетрадь «Катехизиса»). Это переустройство зависит от степени развития наук, которые одна за другой достигают своей завершающей (позитивной) стадии. В ответ на это Сен-Симон обещает вовсе не обращаться к ученым, а если и обращаться, то как к второстепенному классу.
|