Газета "Двадцатый корпус" / Ноябрь 2005 / Вторая страница
Наши люди:

Ирина Михайловна Лебедева.
Очерки педагогической деятельности

Ирина Михайловна, вы стояли у истоков зарождения краеведческого образования в нашем городе. Расскажите, пожалуйста, как вы работали на ниве краеведческого образования?

Поскольку я – коренная ленинградка и люблю город – хотелось, чтобы и ребята его знали и любили. И вот поэтому, когда было введено краеведение, начала участвовать в его развитии. Программа, которая была, нам не понравилась, мы решили сделать свою. Потом Любовь Константиновна этим стала заниматься, и стало всё более-менее входить в нужные рамки. Заниматься краеведением было очень интересно.

Мы стали думать над изданием материалов по краеведению. Нам очень понравилась идея сделать петербургскую тетрадь. Чтоб можно было её взять с собой, мы сделали её как путеводитель. Но мы сделали прогулки по Петербургу с целью, чтобы дети познавали город вместе с родителями, а учителя стали с прогулками по Петербургу работать на уроках. Сейчас мне очень нравится, как Любовь Константиновна выстроила учебные курсы. Действительно малышам нельзя давать Петра I, когда они не знают, что такое Северная война, когда они вообще не знают, кто это такой. Им надо город давать: ансамбли города, «хоровод города», «город живой». Надо идти от возраста детей – город, он живой: окна – это его глаза, улицы – это его руки - тогда детям понятно.

Два года я вела курс «Петербург – наследник мировых цивилизаций». Начинали мы с детьми с того, что разбирали - «Петербург», почему Петербург, что вы знаете о Петербурге? Какие имена он носил, когда он эти имена носил? Когда он создан? – 1703 год и каждый год 27 мая у нас празднуется день города. Кроме основных – Петербург, Петроград, Ленинград – какие вы ещё имена знаете? - Северная Венеция, Новый Амстердам…почему такие? Затем обращалось внимание на то, что Петербург – это не просто город - это город музеев и город-музей.

Я попросила детей написать, в каких музеях они были, какие знают. Смотрю, одна девочка у другой переписывает.

Я спрашиваю: «Зачем ты переписываешь-то?»
Отвечает: «А я вообще не была ни в одном музее»
– «Так зачем же ты от неё-то переписываешь? Ну так и напиши, что ты не была».
– «А зачем они мне, эти музеи»

То есть ленинградские дети не были вообще в музеях, ничего не знают о музеях. Знают один - два: Эрмитаж, потому что они там были со школой и ещё какой-нибудь музей, где они были со школой.

С детьми мы решили, что после похода в музей они напишут, что увидели, что больше понравилось и получится такой путеводитель по музеям города глазами ребёнка. Одна девочка пишет: «Я была в Русском музее и вот увидела картину «Последний день Помпеи» - я была ошарашена, когда это всё увидела. Мне кажется, что они все кричат. Я слышу, как они кричат. Я слышу, как это всё горит. И я убежала в ужасе оттуда». Другой мальчик был в железнодорожном музее и пишет: «мне кажется, что на меня идёт паровоз…» Многие писали про Эрмитаж и все про разное: один про рыцарский зал, другой про греческий зал, третий про какие-нибудь картины. Получается очень интересно.

Расскажите, пожалуйста о том, как на нашем факультете проводились исторические олимпиады для школьников. Как в проведении олимпиады были задействованы студенты?

Олимпиады у нас на факультете были поставлены очень здорово. Поскольку кафедра методики всегда занималась практикой и очень часто получалось, что руководителем практики была я… Я добилась, чтобы в состав практики была введена организация олимпиад в школе. Студенты во время практики в школе готовили свои классы к этой олимпиаде.

Олимпиада проводилась для средней школы – 5-7 классов: 5 кл. – древний мир, 6 кл. – средние века, 7 кл. – русская феодальная история. Три группы классов - три направления. И студенты на практике в зависимости, какой (5,6,7) класс вели, готовили детей по одному из трёх направлений.

В подготовке и проведении олимпиады был задействован весь факультет. Первый курс оформлял помещения. Проводилась олимпиада в нашем двадцатом корпусе на третьем этаже. Одну аудиторию первокурсники оформляли как древний мир. Оформить могли или как Античность, или как Египет. Другая группа студентов первого курса оформляла средневековье. Очень большая была аудитория, и в этой аудитории ребята сделали подобие витражей.

Пришёл завхоз и говорит мне: «Что вы мне тут натворили?! Я из зарплаты у вас вычту»

Третья группа оформляла аудиторию в стиле русского феодализма. Преподаватели разных кафедр отвечали за содержание олимпиады. Кафедра древнего мира за древний мир, средних веков – за средневековье, истории России - за русское направление. И преподаватели брали в помощники студентов второго курса, которые вместе с ними подготавливали материал. Третий курс готовил команды в школе. Четвёртый курс – выпускной (тогда в институте было 4 года обучения) занимался организацией, проведением этой олимпиады на факультете. На третьем курсе задача была самая тяжёлая – подготовить команду. В олимпиаде участвовали 14-15 школ. Участниками могли быть только три человека от параллели, остальные - болельщики. То есть от школы получалась команда – 9 человек.

Там где сейчас в 20-м корпусе церковь, у нас был актовый зал. Организовывали олимпиаду мы костюмировано. Когда дети только входили – их встречали стрельцы и провожали в гардероб, потом эти стрельцы стояли на втором и на третьем этаже. Перед залом детей встречали два пажа. Пажи их приветствовали и пропускали, но для того чтобы попасть в зал ребята должны были отгадать загадки – объяснить крылатое выражение (например, «яблоко раздора»). Если дети отвечали, то двери открывались, гремела музыка, герольд объявлял: «пришла команда школы № __!». А в зале уже были приготовлены места для разных школ, и ребята торжественно входили и садились. Если дети не могли отгадать загадку при входе, то рядом в комнате был «спасательный круг», где им ответ объясняли. Затем они возвращались снова к входным дверям, говорили: «теперь мы это знаем!» - объясняли что это; им задавали совсем простую вторую задачку – дети с лёгкостью отвечали и проходили на свои места в зале. Очень интересно было наблюдать, как студенты переживают за своих детей, они же их готовили.

Сначала приветствовали участников преподаватели, доктора наук… У нас работал Александр Завельевич Ваксер, лауреат государственной премии. Ведущие представляют – лауреат государственной премии!, доктор наук!…а дети 5-6 классов восторженно переглядываются…У нас тогда было учебное телевидение и Владимир Ильич Райцес (замечательный человек) как раз вёл первые передачи по средневековью. Ведущие представляли – Владимир Ильич Райцес, которого вы видели на уроках по телевизору…ребята в неописуемом восторге от того, какие люди их приветствуют! После этого было театрализованное представление, делали его четверокурсники. Выезжала богиня истории Клио под музыку из оперы Берлиоза «Норма», под арию жрицы. Потом ребят приветствовала каждая из эпох – древний мир: олимпийские боги, средние века – испанский гранд и дама, русская эпоха – девица с косой и юноша с хлебом выходили под колокола. Представители каждой эпохи выходили под соответствующую музыку.

Затем начинался первый конкурс – приветствие самих команд, после которого наши ребята в костюмах разводили участников по аудиториям, и там уже начинались исторические конкурсы. Вели конкурс преподаватели, а студенты им помогали. Для подведения итогов вновь собирались в зал. Для награждения мы делали такие свитки-грамоты, написанные русской вязью: команда школы № __ была почётным гостем на исторической олимпиаде – был очень красивый текст. Награждали мы всех. Победители получали изумительно красивые книжки, остальные тоже получали какие-нибудь сувениры на память. И так мы делали каждый год. Это было очень интересно детям, а для студентов – будущих учителей истории – являлось хорошей школой обучения будущей профессии.

Беседу проводили
Ирина Александрова и Юлия Кораблина


Крик души:

Продажа Северной столицы

«Что это: глупость или измена?..»
П.Н. Милюков

Когда-то наша газета уже публиковала статью, в заглавие которой была вынесена фраза П.Н. Милюкова: «Что это: глупость или измена»… Посвящена она была закрытию Российского Государственного Исторического архива, что находился в здании Сената и Синода и в прилегающем к нему особняке Лаваля. Сегодня в эпиграф мы ставим эту же фразу!

18 октября газета «Взгляд» сообщила, что «администрация Санкт-Петербурга утверждает генеральный план развития города. В ожидании этого события администрация Северной столицы подготовила список из 20 дворцов, которые пойдут с молотка в первую очередь. Многие же плоды советской архитектуры будут вообще снесены, заявили в администрации города». Чем руководствуются наши власти, принимая такое решение? – Та же газета отвечает на этот вопрос, что все это якобы на благо, т.е., по мнению губернатора города, «приватизация – это единственный способ сохранить памятники от разрушения». Однако сохранность памятников никак не относится к территории заводов, которые по генплану должны быть снесены. Вот что по этому поводу говорит г-жа В.И. Матвиенко: «В полуразрушенном виде находятся сегодня корпуса многих предприятий в центре города. Конечно, эти предприятия и территории, которые они занимают, требуют реконструкции и развития под иные цели. Надо выводить производства из исторического центра города, а взамен огромных, полупустующих цехов, занимающих ценную, дорогую землю, строить мобильные предприятия».

Итак, дворцы приватизируют, заводы устранят, а потом что? – За наши частные жилища возьмутся? Ведь в центре города,

в домах, которые являются памятниками архитектуры, люди живут, наши с вами сограждане… Продажа Северной столицы происходит самым циничным способом, а самое главное, происходит это достаточно тихо, чтобы не было много разговоров, протестов и т.п.

Ксения Смирнова

 



Hosted by uCoz